ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сегодня появился новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования И направленно на формирование: общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Для обеспечения: единства образовательного процесса РФ; преемственности основных образовательных программ всех уровней образования; вариативности содержания образовательных программ; государственных гарантий уровня и качества образования, на каждом уровне образования разработаны ФГОС (федеральные образовательные стандарты). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступил в силу 01 января 2014 года – и является новым документом для сферы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе : Конституции Российской Федерации Законодательства Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка. Вобрал в себя три основных научных подхода: Культурно-исторический Личностный подход Деятельностный подход. Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе, которых разработан ФГОС ДО 1 2 3 4 Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства… Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия всех участников педагогического (образовательного) процесса в ДОО. Уважение личности ребенка. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы… Основные принципы дошкольного образования Полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Обогащение (амплификация) детского развития. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательного процесса. сотрудничество ДОУ с семьей, учет этнокультурной ситуации. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка… - Поддержка инициативы детей; - Приобщение детей к социокультурным нормам; - Формирование познавательных интересов и познавательных действий; - Возрастная адекватность дошкольного образования. РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ОБРАЗОВАНИЯ) Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств ее реализации с процессами эмоциональноположительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей в возрастные периоды «Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка». (Н.А.Леонтьев) Возраст ребенка 0 – 1 год 1 – 3 года 3 – 6 (7) лет 6 (7) – 10 (11) лет Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Эмоциональное общение ребенка со взрослым Предметная деятельность Игра Освоение норм отношений между людьми (без речи) Учебная деятельность Усвоение способов деятельности с предметами Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. Освоение речи. Освоение знаний, развитие интеллектуальнопознавательной деятельности. К структуре программы - Обязательным условием для реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является наличие в учреждении или организации образовательной программы дошкольного образования. Такая программа , в соответствии с п. 2.5 ФГОС ДО, «разрабатывается и утверждается ОО самостоятельно в соответствие с настоящим Стандартом и с учетом Примерных основных образовательных программ с грифом о прохождении экспертизы. К условиям – психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, предметно-пространственной среды. К результатам освоения программы – которые представлены – целевыми ориентирами. ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих ему возможности… создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4. ФГОС ДО). Организация сама определяет: продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации (п. 2.5. ФГОС ДО). Направления развития и образования детей / образовательные области 1). Социально-коммуникативное развитие 2). Познавательное развитие 3). Речевое развитие 4). Художественно-эстетическое развитие 5). Физическое развитие Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности. ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования Социальная ситуация развития Образовательная среда • Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; • Обеспечивает эмоциональное благополучие детей; • Способствует профессиональному развитию педагогов; • Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; • Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности Взаимодействие с родителям (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5 ФГОС ДО). 1. Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях 2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо 3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития 4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности 5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности 6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности 7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия 8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают: 1. Обеспечение эмоционального благополучия. 2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей. 3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях. 4. Построение вариативного развивающего образования. 5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования (ДО) в виде целевых ориентирах дошкольного образования Специфика дошкольного детства , а также особенности дошкольного образования…делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений (п. 4.1. ФГОС ДО)… ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В младенческом и раннем возрасте На этапе завершения дошкольного образования СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЮ рабочей группы по разработке ФГОС ДО Александру Григорьевичу Асмолову - доктору психологических наук, профессору, академику РАО. - Основная миссия ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Александр Григорьевич Асмолов о рисках: Сведение детства к подготовке ребенка к школе – это неоправданный риск. Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Детство – это самоценный этап жизни человека. Поэтому недопустимо сведение программ дошкольного детства к школьным программам – это может уничтожить мотивацию ребенка к творчеству, к познанию. Ключевая особенность дошкольного детства – это приобщение ребенка к ценностям культуры, которое происходит через игру. «Детский сад – особый микромир, пространство счастливого окружения». Д.С.Лихачёв Ресурсы: 1). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. 2). Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. Ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.