ФГОС ДО для родителей

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня появился новый уровень образования, не
менее важный, чем школьный этап.
Это – уровень поддержки разнообразности детства,
уникальности детства, его неповторимости.

Дошкольное образование
является первой ступенью общего образования
И направленно на формирование:
 общей культуры;
 развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств;
 формирование предпосылок учебной деятельности;
 сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Для обеспечения:
 единства образовательного процесса РФ;
 преемственности основных образовательных программ всех уровней
образования;
 вариативности содержания образовательных программ;
 государственных гарантий уровня и качества образования,
на каждом уровне образования разработаны ФГОС (федеральные
образовательные стандарты).

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, вступил в силу 01 января 2014 года – и является
новым документом для сферы дошкольного образования.
Стандарт разработан на основе :
 Конституции Российской Федерации
 Законодательства Российской Федерации
 Конвенции ООН о правах ребенка.
Вобрал в себя три основных научных подхода:
 Культурно-исторический
 Личностный подход
 Деятельностный подход.

Принципы, заложенные в
нормативных документах,
на основе, которых разработан
ФГОС ДО
1

2

3

4

Поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и
самоценности детства…
Личностно-развивающий и
гуманистический характер
взаимодействия всех участников
педагогического (образовательного)
процесса в ДОО.
Уважение личности ребенка.

Реализация Программы в формах,
специфических для детей данной
возрастной группы…

Основные принципы дошкольного образования

Полноценное проживание ребенком всех этапов
детства. Обогащение (амплификация) детского
развития.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательного процесса.
сотрудничество ДОУ с семьей, учет
этнокультурной ситуации.
Построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка…
- Поддержка инициативы детей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам;
- Формирование познавательных интересов и
познавательных действий;
- Возрастная адекватность дошкольного
образования.

РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ОБРАЗОВАНИЯ)

Проявления ребенка как субъекта
деятельности связаны

с самостоятельностью при выборе
содержания деятельности и средств
ее реализации

с процессами эмоциональноположительной направленности в
общении и стремлении к
сотрудничеству в детском
сообществе

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей в возрастные периоды
«Ведущая деятельность – деятельность,
которая на данном этапе психического развития
оказывает наибольшее влияние на
развитие личности ребенка».
(Н.А.Леонтьев)

Возраст
ребенка
0 – 1 год

1 – 3 года
3 – 6 (7) лет
6 (7)
– 10 (11) лет

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Эмоциональное общение
ребенка
со взрослым
Предметная деятельность
Игра

Освоение норм отношений между людьми
(без речи)

Учебная деятельность

Усвоение способов деятельности с предметами
Освоение социальных норм, взаимоотношений
между людьми. Освоение речи.
Освоение знаний, развитие интеллектуальнопознавательной деятельности.

К структуре программы - Обязательным условием для реализации
образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является
наличие в учреждении или организации образовательной программы
дошкольного образования. Такая программа , в соответствии с п. 2.5
ФГОС ДО, «разрабатывается и утверждается ОО самостоятельно в
соответствие с настоящим Стандартом и с учетом Примерных основных
образовательных программ с грифом о прохождении экспертизы.
К условиям – психолого-педагогическим, кадровым, финансовым,
предметно-пространственной среды.
К результатам освоения программы – которые представлены – целевыми
ориентирами.

ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы
дошкольного образования
Программа направлена на:
 создание условий развития ребенка, открывающих ему возможности…
 создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4. ФГОС ДО).

Организация сама определяет:
 продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную
наполняемость групп.
 В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной
продолжительностью пребывания детей в течение суток,
 в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и
продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного
возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
 Программа может реализовываться в течение
всего времени
пребывания детей в Организации (п. 2.5. ФГОС ДО).

Направления развития и образования детей
/ образовательные области
1). Социально-коммуникативное развитие
2). Познавательное развитие
3). Речевое развитие
4). Художественно-эстетическое развитие
5). Физическое развитие
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
определяется целями и задачами Программы;
реализуется в различных видах деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования

Социальная ситуация развития

Образовательная среда

• Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

• Способствует профессиональному развитию педагогов;
• Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности

Взаимодействие с родителям (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5 ФГОС ДО).

1. Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия

8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

Условия необходимые для создания социальной ситуации
развития детей
П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и
предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия.

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
4. Построение вариативного развивающего образования.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка.

ТРЕБОВАНИЯ к результатам
освоения основной общеобразовательной программы (ООП)
дошкольного образования (ДО) в виде
целевых ориентирах дошкольного образования

Специфика дошкольного детства , а также особенности дошкольного
образования…делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений (п. 4.1. ФГОС ДО)…

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В младенческом и раннем
возрасте

На этапе завершения дошкольного
образования

СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЮ
рабочей группы по разработке ФГОС ДО
Александру Григорьевичу Асмолову - доктору психологических наук, профессору,
академику РАО.

- Основная миссия ФГОС дошкольного образования: становление и развитие
личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую:
"Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на
протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса
учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного
возраста».

Александр Григорьевич Асмолов о рисках:
 Сведение детства к подготовке ребенка к школе – это неоправданный риск.
 Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку.

 Детство – это самоценный этап жизни человека.
 Поэтому недопустимо сведение программ дошкольного детства к школьным
программам – это может уничтожить мотивацию ребенка к творчеству, к

познанию.
 Ключевая особенность дошкольного детства – это приобщение ребенка к
ценностям культуры, которое происходит через игру.
«Детский сад – особый микромир,
пространство счастливого окружения».
Д.С.Лихачёв

Ресурсы:
1). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ
Перспектива, 2014. – 32 с.
2). Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под
общ. Ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».