Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Целевой раздел Пояснительная записка Цели задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы Планируемые результаты Содержательный раздел Описание образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Рабочая программа первого года обучения (3-4 года) Рабочая программа второго года обучения (4 – 5 лет) Рабочая программа третьего года обучения (5-6 лет) Рабочая программа четвертого года обучения (6-7 лет) Организационный раздел Характеристика обеспеченности методическими материалами и средствами обучения Календарный учебный график Учебный план Педагогический мониторинг освоения программы 2 3 5 5 7 8 18 20 22 24 27 28 28 29 1.1. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительной образовательной услуги и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. Дополнительное образование расширяет возможности образовательного стандарта и удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процесс воспитания, развития и обучения, что является одной из наиболее значимых проблем в современной педагогике. Воспитание личности ребенка является одной из основных задач любого цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей подрастающего человека, формирования его физических и духовных качеств достаточно разнообразны. Как и раньше, учитывая огромную силу воздействия музыки, танца, испытываются потребности в приобщении детей к искусству. Сегодня наблюдается необходимость, как можно раньше ввести ребенка в мир искусства и сделать это важно с помощью специалистов-профессионалов. Танцевальное искусство всегда привлекало к себе и взрослых, и детей. Азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности и знания возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Поэтому в работе с детьми используются только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты и не помешают естественному развитию растущего организма. Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа. Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Хореография» составлена на основе программы «Ритмика и танец» автора И.Э.Бриске и разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МБДОУ детский сад № 423, регулирующими его деятельность: 3 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 4. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Устав МБДОУ детский сад № 423 Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Хореография» отвечает современным принципам государственной политики – «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Обучение и воспитание в МБДОУ детский сад № 423 ведется на русском языке. Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; соблюдается личностно-ориентированный подход в обучении хореографии; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоциональноволевой сферы. Программа представляет достаточные возможности для творчества педагога дополнительного образования. Большой информационный блок для педагога даст возможность наполнить каждое занятие с детьми интересным теоретическим и практическим материалом, методикой разучивания сложных для восприятия детей двигательных и музыкальных навыков в игровой и доступной для них форме. 1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального искусства. 4 Задачи: воспитывать положительные эмоции; обогащать музыкально-ритмическую деятельность; развивать объем внимания и фантазии; ритмичность и выразительность движений, пространственную ориентацию; формировать навыки самостоятельного выбора движений, согласованность исполнения в парах и при коллективном танце; развивать творческие способности и художественный вкус. 1.3 Принципы и подходы общеразвивающей программы: к формированию дополнительной - поддержки разнообразия детства - сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; - личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ детский сад № 423) и детей; - уважения к личности ребенка; - реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры; - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям; - учета этнокультурной ситуации развития детей. Приобщение детей к культуре своего народа (родной язык, произведения национальных поэтов, композиторов и др.); - принцип интеграции содержания дошкольного образования; - принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности); - принцип систематичности (непрерывные и регулярные занятия); - принцип последовательности (последовательность в отработке движений); - принцип наглядности (безукоризненный показ движений педагогом); - принцип повторяемости (повторение выработанных двигательных навыков); - принцип заинтересованности. Отличительной особенностью Программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в 5 первую очередь, общеразвивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих положениях: - развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (обучение простейшим танцевальным движениям, составляющих основу детских танцев); - формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; - формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца; - формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления. Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Хореография» предназначена для обучения детей 3 – 7 лет и рассчитана на четыре учебных года: 1 год обучения – 3 - 4 года 2 год обучения – 4 – 5 лет 3 год обучения – 5 – 6 лет 4 год обучения – 6 – 7 лет Интеграция содержания образования Социальнокоммуникативно е развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие - формирование представления о танце как художественной деятельности, виде искусства; - развитие игровой деятельности; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств; - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности на занятиях по хореографии - расширение кругозора детей в области хореографического искусства; -воспитание вкуса ребёнка и обогащание его разнообразными музыкальными впечатлениями; - формирование целостной картины мира в сфере искусства танца; - развитие способности к самостоятельному творческому самовыражению. - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии; - выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора. - развитие физических качеств; - использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья. 6 1.4 Планируемые результаты. Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» определены в виде целевых ориентиров. 1 год обучения (3-4 года) - дети научились двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; - реагируют на начало музыки и ее окончание; - ритмично ходят под музыку, бегают; - хлопают в ладоши, притопывают ногами, вращают кистями рук; -кружатся вокруг себя, прыгают на двух ногах, помахивают платочком, играют погремушками; - владеют простейшими навыками игры с мячом; - двигаются по кругу, взявшись за руки друг за друга или парами; - располагаются по залу врассыпную и собираются в круг или в линию. 3 год обучения (5-6 лет) - имеют большой запас танцевальных движений, устойчивых музыкальноритмических навыков; имеют достаточный уровень исполнительской выразительности; - владеют импровизацией; - самостоятельно видят композиционный рисунок; - дают оценку своим исполнительским возможностям. 2 год обучения (4-5 лет) - откликаются на динамические оттенки в музыке, простейшие ритмические рисунки, реагируют на музыкальные выступления; - красиво и правильно исполняют танцевальные элементы; - свободно владеют навыками движений с мячом, платочком, различными игрушками; - дают характеристику прослушанному музыкальному произведению; - хорошо ориентируются в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; - знают правила исполнения движений в паре. 4 год обучения (6-7 лет) - используют полученные двигательные навыки в творческих программах, праздниках, тематических занятиях; - демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, актерски выразительно, в соответствии с темпом, характером, стилем музыкального и танцевального произведения. Результативность освоения Программы отслеживается через участие воспитанников в контрольных, итоговых и открытых занятиях, концертных программах для родителей и детей, отчетном концерте для родителей, конкурсах и фестивалях разного уровня. 7 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Программа имеет художественно-эстетическую направленность, способствующую развитию художественно-эстетического вкуса, хореографических способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, развития образного мышления, а так же на развитие всесторонней, гармоничной личности. Учтены возрастные особенности и содержание направлений развития и образования детей дошкольного возраста: Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области танца; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области танца; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере танцевального искусства, приобщение к различным видам танцевального искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Обогащение словарного запаса Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности. Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской танцевальной деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; 8 • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Приемы: • игра; • беседа; • показ видеоматериалов; • показ педагогом; • наблюдение. Этапы процесса обучения. Общеразвивающая программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Процесс обучения состоит из 3 этапов: начальный – обучение упражнению (отдельному движению) – обучение характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На данном этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условие для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнений происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту или иную информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. При обучении упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям педагог должен выбирать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем. углубленного разучивания – характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа - уточнение двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствование ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главное условие обучения – целостное выполнение упражнений. Количество повторений увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На данном этапе дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько 9 композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом; закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. Задача этого этапа состоит не только в закреплении двигательного навыка, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и этической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах танцах. Организация и содержание деятельности по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Реализация дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной дополнительной программы «Хореография», без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Программа рассчитана на 4 года для детей с 3до 7 лет. Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются возрастные особенности детей, время проведения занятий (2 половина дня), которые требуют точного распределения физической и эмоциональной нагрузки на детей, насыщенность содержания, чередование видов деятельности. Длительность занятий на первом году обучения – 15минут, на втором – 20минут, на третьем - 25 минут и на четвертом –30 минут. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия, которые проходят в музыкально-физкультурном зале. Занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах. Занятия по хореографии имеют достаточно богатое содержание. Программа разделена на отдельные тематические части (модули): музыка и движение; музыкально-ритмические движения; азбука танца; танцуем, играя; 10 танцевальное ассорти. Но в связи со спецификой занятий танцами, границы их условны. Педагог строит образовательный процесс таким образом, чтобы не нарушать его целостность, учитывая цели и задачи не только художественно-эстетического развития детей, но и социально-коммуникативного, познавательного, физического и речевого развития. Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Программа также предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие. Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения, танца. Это различные виды шагов, знакомство с рисунком танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию, что подготавливает детей к исполнению более сложных элементов. Наряду с этим в Программу включены сюжетные и игровые танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актерское мастерство. На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционнопостановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их исполнительское и актерское мастерство. В рамках Программы предусмотрена работа с родителями - подготовка к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов. На первом году обучение начинается с упражнений на ориентировку в пространстве. Основным видом деятельности является игровая деятельность. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами хореографии и музыкальной грамотой. Хореография, в данном случае, выступает как средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц. Упражнения осваиваются детьми через образные сравнения в игровой форме. Эти упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса. На втором году обучения основой деятельности становятся элементы классического и народного танца. Элементы сценического танца используются, как средство развития танцевальности, исполнительского мастерства и концертной деятельности. На третьем и четвертом году обучения дети знакомятся с современным танцем, его направлениями. Дети не только знакомятся с элементами современного танца, но и учатся эмоциональной выразительности посредством движений. Виды занятий и формы организации детей В ходе реализации Программы используются такие виды занятий кактрадиционное, тематическое, сюжетное, игровое, занятие – импровизация, контрольное, итоговое. 11 Система занятий построена с учетом распределения содержания Программы от простого к сложному, а также подбора материала для развития всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий. Все это способствует успешному выполнению требований Программы. Ниже приводится краткая характеристика каждого вида занятия. Традиционные занятия делятся на: - обучающие; - закрепляющие; - контрольные. Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога. Контрольные занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации. Проводятся по завершению темы. Тематическое занятие. Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Цель занятия: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятии используются: 1. Основные виды движений: а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом и др.; б) бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку») и др.; в) прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое подскакивание и др. 2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц: упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. 2. Плясовые движения: 12 – элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.; - разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций. Сюжетное занятие. Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях). Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок, развивать художественнотворческие способности посредством ритмической пластики. Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки или произведения. Занятие состоит из основных трех частей: Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка». Основная часть - это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию. Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми. Примерные сюжетные темы: «На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель». Игровое занятие. Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие. Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей, содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, выразительности, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме, предлагаемой педагогом по типу ритмической гимнастики. Основная часть занятия включает в себя различные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используются музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия. 13 Примерные темы игровых занятий:«Кошка и котята», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк». Занятие – импровизация. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Занятие-импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. Занятие-импровизация проходит в свободной импровизированной форме. Цель занятия: закреплять полученные умения и навыки, развивать умение импровизировать под музыку, способствовать развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей. Итоговое занятие проводится для выявления динамики развития музыкальных и двигательных способностей по всем разделам Программы. Для достижения наибольшей эффективности этого вида занятий необходима строгая продуманность каждого отдельных его частей, использование широкого арсенала методических приемов обучения, индивидуальный подход. Структура занятия состоит из трех частей: 1. Подготовительная – занимает ¼ от всего занятия, подготавливает двигательный аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части. 2. Основная – совершенствование ранее полученных навыков, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над развернутыми композициями. Эта часть занятий занимает 2/4. 3. Заключительная - занимает ¼ от всего занятия, снимает напряжение, излишнюю эмоциональность. В этой части используются игры, забавы, потешки, прибаутки. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: • фронтальная; • в парах; • групповая; • индивидуально–групповая; • ансамблевая. Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий: • музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения; • танцы: народные, современные, тематические, бальные, хороводы; • игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические; • построения, перестроения; • упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.; • задания на танцевальное и игровое творчество. 14 Используемые в Программе современные технологии. Игровые технологии. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества. Личностно-ориентированные технологии. Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я-концепции». Для этого необходимо: - видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё; - создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности; - предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности. Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться. Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных отношениях педагога и воспитанника. В концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим. Диалог культур как двусторонняя информационно-смысловая связь является важнейшей составляющей образовательного процесса. В диалоге культур можно выделить: - внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций); - диалог, как речевое активизирующее общение людей (педагога и ребёнка); - диалог эпох - прошлого и настоящего в искусстве, диалог с культурой русского народа и других народов. ИКТ – используются видеопрезентации при ознакомлении детей с разными видами танцевального искусства, танцами народов России и мира; 15 осуществляются просмотры в видеозаписи выполненных упражнений и анализ собственных ошибок, концертов танцевальных коллективов. Специальные методы. Метод музыкального движения (метод Айседоры Дункан) применяется, в основном, на начальной стадии усвоения программы, когда дети знакомятся с музыкой, ритмом и, опираясь на свои внутренние эмоциональные ощущения, возникшие при прослушивании музыки, пытаются выразить свое настроение свободными танцевальными движениями. Музыкальное движение – это метод музыкального воспитания, личностного развития и обучения свободному танцу. В качестве музыкального материала используются специально подобранные фрагменты классических произведений и народных песен (музыка может быть разной, но исторически метод был разработан именно на таком музыкальном материале). От ребенка требуется двигаться только вместе с музыкой: начинать движение с её началом и заканчивать точно с окончанием. Движение должно отражать характер музыкального фрагмента – контрастность, текучесть, порывистость и т.д. Задача эмоционального выслушивания музыки и перевода её в движения собственного тела служит импульсом для развития музыкальности и личностного роста. Мет од хореокоррекции - это метод, позволяющий проводить коррекцию фигуры с помощью физических упражнений, при которых тело приобретает правильную и красивую форму, становится подтянутым. Происходит формирование осанки, профилактика плоскостопия. Педагог подбирает специальную систему упражнений для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Метод партерного экзерсиса (партерная гимнастика). Методика используется с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей: повысить гибкость суставов; улучшить эластичность мышц и связок; нарастить силу мышц. Метод "вовлекающего показа" помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Общепедагогические методы: • игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет 16 не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире; • наглядный метод – выразительный показ педагога новых движений, использование наглядно-иллюстративного материала, просмотр видеоматериалов; • метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания; • словесные методы - беседа о характере музыки, средствах ее выразительности; объяснение методики исполнения движений; вопросы; оценка. • практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения. • методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность - поощрение, создание воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха. В течение года педагог готовит с детьми танцы: массовые (исполняются в основном на одном рисунке при минимальном использовании танцевальных движений), образно-игровые (развернутая композиция рисунка), сюжетноролевые ( с различными персонажами и характерными для них движениями). Постановка танца осуществляется в 3 этапа: • подготовительный (сочинение танца, знакомство с музыкальным материалом, разучивание основных танцевальных движений); • разводка танца (небольшими фрагментами в спокойном темпе, тщательно проучивая с детьми элементы); • репетиционный (повторение). Подготовленные танцы включаются в общесадовские мероприятия: праздники, развлечения и утренники. Каждый родитель имеет возможность в танце увидеть, как раскрывается личность ребенка, а органичное соединение движения и музыки формирует атмосферу положительных эмоций, раскрепощает ребенка, делает его поведение естественным и красивым. 2.2. Рабочая программа первого года обучения (3-4 года). Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Дети этого возраста легко возбуждаются, от обилия впечатлений, различных заданий быстро устают. Их внимание привлекают знакомые и 17 эмоционально наполненные образы. Они лучше воспринимают и запоминают то, что им интересно. Опыт музыкально-танцевальной деятельности в этот период жизни минимальный, но все же позволяет детям проявить себя. Несмотря на то, что их двигательный аппарат еще не оформился и мышечная сила слабая, они могут исполнять различные действия и движения, однако ходьба, бег, подпрыгивания имеют общий характер. При подготовке к занятиям с детьми данного возраста следует учитывать, что у них преобладают движения малой амплитуды, движения большой амплитуды (а также в медленном темпе) исполняются ими с трудом. Трехлетки уже способны слушать музыку, петь песни, исполнять простые танцы, играть с предметами и игрушками. Для них важна похвала и персональное внимание. Коллективные занятия позволяют развить навыки общения, взаимовыручки. В процессе занятий по ритмике и танцу следует формировать культуру эмоций, обогащать музыкально-танцевальную деятельность детей, закладывать основы выразительного исполнения, развивать объем внимания и фантазии. Программа первого года обучения реализуется на основе бытовых и музыкальных движений. С первого года занятий музыкально-танцевальной деятельностью при исполнении самых простых заданий у детей следует формировать понятие аккуратности, завершенности, красоты. Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений, различных заданий, быстро устает, лучше воспринимает и запоминает то, что эмоционально окрашено и интересно. Опыт музыкально-ритмической деятельности минимальный, но все же позволяет детям проявить себя и свои действия. Они уже знают, что можно слушать музыку, петь песню, танцевать танец, играть. Двигательный аппарат неоформившийся, слабая мышечная сила, преобладают движения малой амплитуды. Основные движения – ходьба, бег, подпрыгивания – имеют общий характер. Движения в медленном темпе исполняются с трудом. Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального искусства Задачи: Музыка и движения - воспитывать интерес и потребность в движении под музыку; -обогащать музыкальный и двигательный опыт; -учить различать характер музыкального произведения (марш, плясовая, колыбельная); - учить различать музыкальные произведения по темпу (быстро-медленно) и динамическому оттенку; - упражнять в смене движения в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; 18 -упражнять в передаче характера музыки в эмоциях, движениях. Музыкально-ритмические движения - формировать элементарные представления о взаимосвязи занятий хореографией и красотой, здоровьем человека; - формировать представления о правильной осанке; - обогащать музыкальный и двигательный опыт; - укреплять опорно-двигательный аппарат; - развивать координацию движений; - развивать музыкальное восприятие и память, эмоциональную отзывчивость на музыку; - формировать чувство музыкального ритма. Азбука танца - формировать элементарные представления о разных видах танцевального искусства (балет, народный танец); - совершенствовать навыки основных движений (бег, ходьба, прыжки); - развивать ориентировку в пространстве; - способствовать развитию музыкально-танцевальной памяти; - знакомить с основными танцевальными элементами; - учить двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения; - воспитывать культуру взаимодействия с партнерами по танцу. Танцуем, играя - развивать внимание, координацию движений, зрительную и слуховую память; - совершенствовать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов; - развивать навыки взаимодействия со сверстниками; развивать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат; - обогащать музыкальный и двигательный опыт. Танцевальное ассорти - познакомить детей с такими жанрами танца как русский и современный; - приобщать к совместному творчеству с педагогом и детьми; - воспитывать умение работать в коллективе и парах, закреплять правила культурного поведения. Методы и приемы: - игровые; - вовлекающий показ педагога; - активизирующее общение; - просмотр видеопрезентаций, видеозаписей выступлений танцевальных коллективов, концертов. Планируемые результаты к концу обучения: - дети научились двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки (громко – тихо, весело – спокойно); 19 - научились реагировать на начало музыки и ее окончание; - научились ритмично ходить под музыку, легко бегать; - хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук; - кружиться вокруг себя; - прыгать на двух ногах; - помахивать платочком; - играть погремушками; - владеть простейшими навыками игры с мячом; - двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами; - располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию. 2.3. Рабочая программа второго года обучения (4-5 лет). Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет). Дети этого возраста становятся физически более крепкими, подвижными, их внимание устойчивое. Они имеют определенный круг представлений об окружающей действительности, что способствует самостоятельности мышления, обогащению образного мира. Уровень двигательной деятельности продолжает развиваться. Движения приобретают более очерченный характер. Дети лучше координируют, способны соединять движения в определенный последовательный ряд. Откликаются на разнохарактерные образы в музыке и движении, хорошо чувствуют смену темпа, настроения, но передача ритмического рисунка у них еще вызывает затруднения. Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального искусства. Задачи: Музыка и движения - воспитывать интерес и потребность в движении под музыку; -обогащать музыкальный и двигательный опыт; - учить различать музыкальные произведения по темпу (быстро-медленно), динамическому оттенку (громко-тихо), музыкальному жанру (вальс, марш, полька); -формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки; -упражнять в передаче характера музыки в эмоциях, движениях; - воспитывать культуру поведения в музыкальном зале. Музыкально-ритмические движения - формировать элементарные представления о взаимосвязи занятий хореографией и красотой, здоровьем человека; - формировать представления о правильной осанке; - обогащать музыкальный и двигательный опыт; - укреплять опорно-двигательный аппарат; 20 - развивать координацию движений; - развивать музыкальное восприятие и память, эмоциональную отзывчивость на музыку; - формировать чувство музыкального ритма. Азбука танца - расширять представления о разных видах танцевального искусства (балет, народный танец, бальный танец); - совершенствовать навыки основных движений (ходьба - «торжественная», «спокойная», «таинственная», «спокойная»; бег - лёгкий и стремительный); - развивать ориентировку в пространстве; - способствовать развитию музыкально-танцевальной памяти; - знакомить с основными танцевальными элементами: легкий бег на носках; кружение по одному и в парах, притопывание попеременно ногами, прямой галоп, подскоки, «пружинки», поочередное выставление ноги на пятку, носок; - упражнять в выполнении танцевальных движений по кругу, в круг, из круга, в парах; - обучать простейшим перестроениям (из круга врассыпную и обратно, парами по кругу, в две линии); - учить двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения; - воспитывать культуру взаимодействия с партнерами по танцу. Танцуем, играя - развивать внимание, зрительную и слуховую память; - совершенствовать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов; - развивать навыки взаимодействия со сверстниками; - развивать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат; - развивать музыкально-ритмические навыки; - обогащать музыкальный и двигательный опыт. Танцевальное ассорти -продолжать знакомить с жанрами танцевального искусства (классический, народный, современный танец); - приобщать к совместному творчеству с педагогом и детьми; - стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в танцевальной деятельности; - развивать музыкально-двигательную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, актерское мастерство; - воспитывать умение работать в коллективе и парах, закреплять правила взаимодействия с партнерами по танцу. Методы и приемы: - игровые; - показ движений педагогом, вовлекающий показ; - активизирующее общение; 21 - музыкально-ритмические игры, игры-этюды; - просмотр видеопрезентаций, видеозаписей выступлений танцевальных коллективов, концертов; - творческие задания. Планируемые результаты к концу обучения: - откликаются на динамические оттенки в музыке, простейшие ритмические рисунки, реагируют на музыкальные вступления; - красиво и правильно исполняют танцевальные элементы: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседание, повороты; - свободно владеют навыками движений с мячом, платочком, различными игрушками; - дает характеристику прослушанному музыкальному произведению; - хорошо ориентируется в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; - знают правила исполнения движения в паре. 2.4. Рабочая программа третьего года обучения (5-6 лет). Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Возрастает уровень самостоятельности. Проявляется способность делать простейшие умозаключения, обобщения, ярко проявляется потребность в разнообразии тем, характеров, а также в индивидуальном проявлении. Улучшается память, элементы творчества проявляются во всех видах деятельности. Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального искусства. Задачи: Музыка и движения - способствовать воспитанию интереса к занятиям хореографией; - продолжать учить различать музыкальные произведения по темпу (быстромедленно), динамическому оттенку (громко-тихо), музыкальному жанру (вальс, марш, полька); - обогащать музыкальный и двигательный опыт; - формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, а также умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки; -упражнять в передаче особенностей музыки в эмоциях и движениях; - воспитывать культуру поведения в зале. Музыкально-ритмические движения - формировать представления о взаимосвязи занятий хореографией и красотой, здоровьем человека; 22 - расширять представления о безопасном поведении во время выполнения движений; - развивать музыкальную и двигательную память; - укреплять мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног; - развивать координацию движений; - упражнять в соблюдении правил безопасного поведения. Азбука танца - совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, подскоки; - знакомить с основными танцевальными элементами: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении; - учить детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши; - обучать детей выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, парами по кругу, в две линии, по диагонали); - совершенствовать навыки основных движений (ходьба - «торжественная», «спокойная», «таинственная», «спокойная»; бег - лёгкий и стремительный); - учить двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения; - способствовать развитию музыкально-танцевальной памяти. Танцуем, играя - развивать внимание, координацию движений, зрительную и слуховую память; - совершенствовать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов; - развивать навыки взаимодействия со сверстниками. Танцевальное ассорти - закреплять интерес к танцевальному искусству; - познакомить детей с историей классического и русского танца, их особенностями, формами; -формировать представления о танцевальной культуре разных народов; - обучать элементам русского народного танца и современного эстрадного танца; - развивать музыкально-двигательную память, актерское мастерство; - совершенствовать навыки ориентировки в пространстве музыкального зала; - стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в танцевальной деятельности; - развивать навыки взаимодействия со сверстниками. Методы и приемы: - прослушивание музыкальных произведений различных жанров современной музыки; - объяснение и показ педагогом танцевальных движений; 23 - вовлекающий показ; - разучивание отдельных элементов движения и целостных движений; - показ движений, композиций воспитанниками; - активизирующее общение; - словесные указания; - «провокации» (специально допущенные ошибки со стороны педагога), - просмотр видеопрезентаций, видеозаписей выступлений танцевальных коллективов, концертов; - творческие задания; - пластические импровизации детей, «игровые пробы»; - музыкально-ритмические игры, этюды; - самостоятельная творческая деятельность. Планируемые результаты к концу обучения: - имеют большой запас танцевальных движений, устойчивых музыкальноритмических навыков; - имеют достаточный уровень исполнительской выразительности; - владеют импровизацией; - самостоятельно видят композиционный рисунок; - дают оценку своим исполнительским возможностям. 2.5. Рабочая программа четвертого года обучения (6-7 лет). Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Дети этого возраста имеют достаточно разнообразный арсенал выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации. Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального искусства. Задачи: Музыка и движения - способствовать воспитанию устойчивого интереса к занятиям хореографией; - продолжать воспитывать у детей умение слушать музыку; учить анализировать музыкальное произведение; - обогащать музыкальный и двигательный опыт; - учить различать музыкальные произведения по темпу (быстро-медленно), динамическому оттенку (громко-тихо, низко - высоко), музыкальному жанру (вальс, русская плясовая, хороводная, марш, полька); -упражнять в передаче особенностей музыки в эмоциях и движениях - обогащать музыкальный и двигательный опыт; - формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, а также умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки; - побуждать к импровизации под музыку, сочинению собственных 24 композиций из знакомых движений, придумыванию своих оригинальных движений в импровизации; - воспитывать культуру поведения в зале. Музыкально-ритмические движения - формировать через занятия хореографией эстетический вкус; - расширять представления о безопасном поведении во время выполнения движений; - развивать музыкальную и двигательную память; - укреплять мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног; - развивать чувство ритма, темпа, координации и свободы движений; - обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; - закреплять правила поведения во время выполнения движений. Азбука танца - расширять представления о разных видах танцевального искусства (классический, народный, бальный, эстрадный танец); - совершенствовать танцевальные движения: прямой и боковой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, подскоки; - знакомить с основными танцевальными элементами: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на носок и пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении; - учить умению двигаться в парах по кругу, змейкой, по диагонали в танцах и хороводах; - упражнять в выполнении танцевальных движений по кругу, в круг, из круга, в парах; в линиях, врассыпную; - учить двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения; - способствовать развитию музыкально-танцевальной памяти; - развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа танца. Танцуем, играя - развивать внимание, координацию движений, зрительную и слуховую память; - совершенствовать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов; - развивать навыки взаимодействия со сверстниками. Танцевальное ассорти - закреплять интерес к танцевальному искусству; - продолжать знакомить детей с историей классического и русского танца, их особенностями, формами; - расширять представления о танцевальной культуре разных народов; - обучать элементам русского народного танца (простые дроби, переменный 25 шаг, «ковырялочка», «гармошка», присядки, хлопушки) и современного эстрадного танца; - познакомить с элементами народного татарского танца; - развивать музыкально-двигательную память, актерское мастерство; - совершенствовать навыки ориентировки в пространстве музыкального зала; - стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в танцевальной деятельности; - создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. - развивать навыки взаимодействия со сверстниками. Методы, приемы: - прослушивание музыкальных произведений различных жанров современной музыки; - объяснение и показ педагогом танцевальных движений; - вовлекающий показ; - разучивание отдельных элементов движения и целостных движений; - показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди или по желанию); - показ упражнения, движения условными жестами, мимикой, схемами; - активизирующее общение; - словесные указания; - «провокации» (специально допущенные ошибки со стороны педагога), - просмотр видеопрезентаций, видеозаписей выступлений танцевальных коллективов, концертов; - музыкально-ритмические игры, этюды; - творческие задания; - пластические импровизации детей, «игровые пробы»; - самостоятельная творческая деятельность Планируемые результаты к концу обучения: - используют полученные двигательные навыки в творческих программах, праздниках, тематических занятиях; - демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, актерски выразительно, в соответствии с темпом, характером, стилем музыкального и танцевального произведения. 3. Организационный раздел 3.1. № п/п 1. Характеристика обеспеченности методическими материалами и средствами обучения Условия Помещения, их функциональная направленность Оснащение Инструменты: фортепиано; Оборудование: шкаф для 26 методических пособий; 1.1. 2. 2.1. 2.2. № п/п 1. Музыкальнофизкультурный зал – развитие и образование воспитанников Информационнометодическое обеспечение Музыкальнофизкультурный зал Информационнометодический кабинет гимнастические палки; скакалки; мячи разных размеров; ленты разной длины; обручи. Элементы костюмов и костюмы: платочки; юбки; русские костюмы; костюмы для диско-танца. Реквизиты к танцам: шляпы; трости; цветы; погремушки; платочки; ложки. Коврики для классического экзерсиса Технические средства обучения: музыкальный центр; экран; проектор. Технические средства обучения: ноутбук с выходом в Интернет; принтер. Методическое обеспечение Программы Методические материалы Технологии Программа Бриске И.Э. Ритмика и танец. Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста. Танцы для детей. – Челябинск, 2013 г.; - методическая литература; - картотека музыкальноритмических игр; - комплексы партерного экзерсиса; - иллюстративный материал на темы «Как мы танцуем», «Танцы бывают разные», «Рисунок танца»; - фонотека с музыкальным материалом для занятий и выступлений; - видеоматериалы «Красота движения», «Танцы разных народов», «Знакомьтесь: балет», «Наши выступления». Общие: игровые технологии; ИКТ, технология активизирующего общения. Специальные: технология партерного экзерсиса; технология разучивания движения и композиций; технология музыкального движения. 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) в 2021 – 2022 учебном году. 27 Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Программа рассчитана на 4 года обучения. Дополнительное образование осуществляется для детей: - младшей группы (3-4 года) длительностью 15 минут 2 раза в неделю - средней группы (4-5 лет) длительностью 20 минут 2 раза в неделю; - старшей группы (5-6 лет) длительностью 25 минут 2 раза в неделю; - подготовительной группы (6-7 лет) длительностью 30 минут 2 раза в неделю. Дополнительное образование предоставляется в течение всего учебного года. Содержание Начало учебного года Конец учебного года Продолжительность учебной недели Праздничные дни 3-4 года 06.09.2021 4-5 лет 06.09.2021 5-6 лет 06.09.2021 6-7 лет 06.09.2021 31.05.2022 31.05.2022 31.05.2022 31.05.2022 5 дней 5 дней 5 дней 5 дней 04.11.2021г; 31.12.21г. – 09.01.2022г.; 23.02.2022г.; 05.03.2022г. – 08.03.2022г.; 30.04.22г. -03.05.2022г.; 07.05.2022г. – 09.05.2022г. 3.3. Учебный план Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Хореография», для детей дошкольного возраста (3-7 лет) в 2021 – 2022 учебном году. В Учебном плане отражено: - возраст детей; - объем образовательной нагрузки; Дополнительное образование осуществляется для детей: - четвертого года жизни (3-4 года) продолжительностью 15 минут 2 раза в неделю - пятого года жизни (4-5 лет) продолжительностью 20 минут 2 раза в неделю; - шестого года жизни (5-6 лет) продолжительностью 25 минут 2 раз в неделю; - седьмого года жизни (6-7 лет) продолжительностью 30 минут 2 раз в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по программе дополнительного образования Год обучения Младшая группа 3-4 года В неделю 2 В месяц 8 28 Количество занятий В год Время обучения 64 15 минут Средняя группа 4-5 лет Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет 3.4. 2 8 64 20 минут 2 8 64 25 минут 2 8 64 30 минут Педагогический мониторинг освоения программы Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный, динамический характер. Оценивается развитие физических и музыкально-двигательных качеств каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим методом является наблюдение. Два раза в год (начало и конец) проводится диагностика отдельных физических качеств: ловкость, гибкость, а также музыкальнодвигательных способностей: восприятие музыки и движений, характер исполнения движений, ритмичность, самостоятельность, творческая импровизация. Задания предлагаются детям в игровой форме (оценивается динамика развития данных качеств). Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач программы дополнительного образования. Описание диагностики хореографических способностей по методике Э.П. Костиной. Обследование детей осуществляется на итоговых занятиях и в ходе выступлений детей. Основной метод – наблюдение за выполнением танцевальных элементов, музыкально-ритмических упражнений, манерой и характером исполнения движений, эмоциональным восприятием музыкального сопровождения. Данная методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале: 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает. Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже. Результаты мониторинга заносятся в оценочные таблицы. 29 Показатели освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности 1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений: - восприятие выразительности музыкального, двигательного и игрового содержания; - понимание сюжета этюда, игры или композиции танца; - восприятие и освоение пространства музыкального зала. 2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений: -восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности (основных, сюжетно-образных и танцевальных движений). 3. Наличие творчества в исполнении, выразительность танцевальных движений, игр и плясок: - выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца; - наличие развитого чувства ансамбля; - самостоятельность исполнения упражнений, движений, этюдов, танцев; - творческая импровизация передачи игрового образа; - творческая импровизация в свободной пляске. Показатели и критерии освоения планируемых результатов дополнительной общеразвивающей программы «Хореография»: 1. Освоение детьми движений 1.1. Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (1частная, 2-х частная и 3-х частная форма): высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки; 1.2. Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний уровень движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении; 1.3. Соответствие ритма движений ритму музыки: высокий уровень – чёткое выполнение движений; средний уровень – выполнение движений с ошибками; низкий уровень – движение выполняется не ритмично. 1.4. Координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): 30 высокий уровень – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний уровень – допускает 1-2 ошибки; низкий уровень – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение ритма 2.1. Воспроизведение ритма песни или мелодии шагами: высокий уровень – ребёнок верно воспроизводит ритм песни или мелодии шагами на месте и по залу; средний уровень – ребёнок верно воспроизводит ритм песни или мелодии шагами на месте; низкий уровень – ребёнок допускает много ошибок или не справляется с заданием. 2.2. Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках: высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний уровень – ребёнок допускает 2-3 ошибки; низкий уровень – ребёнок неверно воспроизводит ритмический рисунок. 3. Развитие творческих способностей 3.1. Сочинение ритмических рисунков: высокий уровень – ребёнок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки; средний уровень – ребёнок использует стандартные ритмические рисунки; низкий уровень – ребёнок не справляется с заданием. 3.2. Танцевальное творчество: высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний уровень – ребёнок чувствует общий ритм музыки, самостоятельно использует знакомые движения или повторяет движения за другими детьми, движения соответствуют характеру музыки; низкий уровень – ребёнок не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке. При определении уровня освоения планируемых результатов детьми используются оценки от 1 до 3 баллов: 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Хореография» Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются: ▪ итоговые занятия; 31 данной дополнительной ▪ праздничные выступления; ▪ отчётные концерты; ▪ участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. В течение учебного года не менее двух раз проводятся открытые занятия для родителей воспитанников. 32 Карта мониторинга хореографических способностей детей Год обучения __________________Возрастная группа________________ начало года Ф.И. ребенка I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений. III. Наличие творчества в исполнении выразительности фик. движений игр и плясок. Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительно сти, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца. Выразительност ь исполнения музыкальноритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. Творческая импровизация передачи игрового образа. Восприятие азбуки основных видов движений музыкальноритмической деятельности: основных, сюжетнообразных и танцевальных. Восприятие ориентировки в пространстве. 33 Наличие развитого чувства ансамбля. Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др. Творческая импровизация в свободной пляске. Карта мониторинга хореографических способностей детей Год обучения __________________Возрастная группа________________ конец года Ф.И. ребенка I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений. III. Наличие творчества в исполнении выразительности фик. движений игр и плясок. Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительно сти, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца. Выразительнос ть исполнения музыкальноритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. Творческая импровизация передачи игрового образа. Восприятие азбуки основных видов движений музыкальноритмической деятельности: основных, сюжетнообразных и танцевальны. Восприятие ориентировки в пространстве. 34 Наличие развитого чувства ансамбля. Самостоятель ность исполнения упражнений, танцев и др. Творческая импровизация в свободной пляске.