Дополнительная общеразвивающая программа Лего конструирование

Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………….…3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...3
1.2. Цели и задачи ………………………………………………………..4
1.3. Принципы и подходы………………………………………………..4
1.4. Планируемые результаты освоения РП……………………………5
2. Содержательный раздел
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы..8
2.2. Перспективный план совместной образовательной деятельности
/средний дошкольный возраст 4-5 лет/……………………….. …….....10
2.3. Перспективный план совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст 5-6 лет/………………………………...14
2.4. Перспективный план совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст 6-7 лет/………………………………...17
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение программы……………....20
3.2.Методическое обеспечение …………………………………………20
3.3.Календарный учебный график………………………………………22
3.4.Учебный план………………………………………………………...23

2

1.1.

Пояснительная записка

1.Целевой раздел

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных программ,
оказания дополнительной образовательной услуги и информационно-образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и
государства. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Поэтому
дополнительное образование расширяет возможности образовательного стандарта и
удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процесс
воспитания, развития и обучения, что является одной из наиболее значимых проблем в
современной педагогике.
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы
знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные
способности. Конструкторы ЛЕГО стимулируют практическое и интеллектуальное
развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение
и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к
интерпретации и самовыражению. ЛЕГО-конструктор дает возможность не только
собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов
ЛЕГО, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты
игры.
Направленность «Лего-конструирование» заключается в том, что позволяет
дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и
навыки.
Актуальность ЛЕГО – это первый шаг к развитию технического творчества
ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа нацелена не столько на обучение детей
сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир,
предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества
как
любознательность,
активность,
самостоятельность,
ответственность,
взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через
осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами,
схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами
и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Дополнительная общеразвивающая программа по «Лего – конструированию»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 423 разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования".
3

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
4. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
5. Устав МБДОУ детского сада № 423.
Обучение и воспитание в МБДОУ детском саду № 423 ведется на русском языке.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Лего-конструирование» для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что позволяет
дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность ЛЕГО-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в
«ЛЕГО - конструирование» способствует овладению новыми навыками и расширению
кругозора.
Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала
личности дошкольника через обучение элементарным основам технического
конструирования
Задачи программы:
− сформировать
навык
и
умения
конструировать
по
схеме, рисунку,
самостоятельно подбирать необходимый материал;
− научить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её составные
части;
− научить
сравнивать
предметы
по
форме,
размеру,
цвету, находить
закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
− развивать абстрактное мышление, пространственные представления;
− формировать исследовательскую активность;
− развитие
интереса
к
конструированию
и
исследовательской
деятельности;
− развивать у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать детское
творчество.
− воспитывать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность,
умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в коллективе.
Адресат программы: программа предназначена для реализации с детьми
дошкольного возраста от 4 до 7 лет, в том числе, с детьми с ОВЗ.
1.3
Принципы
и
подходы
к
формированию
дополнительной
общеразвивающей программы:
Принципы:
Доступность - предусматривает осуществление конструктивно-игровой
деятельности с ЛЕГО с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Наглядность - обучение и воспитание предполагает как широкое использование
зрительных ощущений, восприятий, образов.
Последовательность - заключается в постепенном повышении требований в
процессе конструктивной деятельности.
Систематичности обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается
решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
соответствующим
содержанием,
что
позволяет
получить
прогнозируемый
результат.
4

Принципы ЛЕГО-конструирования:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей
детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение
помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и
уровня развития детей.
Подходы:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности,
включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование,
самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами
различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков,
способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и
внешней среды образовательного учреждения (предоставление
дополнительного образования) в воспитании и развитии личности ребенка.
Направленность программы - техническая.
Срок реализации: 3 года.
Программа «Лего-конструирование» направлена на развитие конструкторских
способностей детей.
Занятия проводятся с детьми с 4-7 лет по подгруппам. Длительность занятий
определяется возрастом детей.
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
В течение года на освоение программных задач отводится два раз в неделю.
1.4. Планируемые результаты
Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал,
кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
5

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные
решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и
словесной инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение
работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
- деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
предусмотрено
использовать исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Основной формой учѐта результатов развития предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции
слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики
изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в
педагогический процесс.
Диагностика освоения в дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО –
конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
•воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной
общеразвивающей программой;
•методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
•материально-техническое и финансовое состояние.
6

Умение
рассказать о
постройке

Называет
детали
изображенны
е на карточке

Строит по
схеме

Строит по
образцу

Строит
элементарны
е постройки
по
творческому
замыслу

Умеет
скреплять
детали
конструктора

Называет
форму

Называет
детали

ФИ ребенка

Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и
итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования)
педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
Диагностическая карта в средней группе

Умение
рассказать о
постройке

Строит по
инструкции

Строит по
образцу

Строит
подгруппами

Строит по
творческому
замыслу

Строит
сложные
постройки

Работает по
схемам

Называет
детали
конструктора

ФИ ребенка

Диагностическая карта в старшей группе

Работа над
проектами

Использует
предметы
заместители

Работает в
команде

Строит по
творческому
замыслу

Строит по
инструкции
педагога

Строит по
образцу

Строит более
сложные
постройки

Называет все
детали
конструктора

ФИ ребенка

Диагностическая карта в подготовительной группе

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью
которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных
особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического
пособия «ЛЕГОконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно
наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или
иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится
показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения
дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной
диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в
совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить
соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный
показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста
интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми
требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить
индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом
7

выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с
семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение
комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми,
изучение продуктов их деятельности (построек, моделей), несложные эксперименты (в
виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения
небольших заданий), беседы, проекты.
2. Содержательный раздел
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГОконструирование» для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)
«ЛЕГО-конструирование» является великолепным средством, помогающим
обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование:
Социально-коммуникативное развитие
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГОконструктора. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие
Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной
культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.
Физическое развитие
Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста
возвращаясь к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне. В
начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием ЛЕГО-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать,
пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится
пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с
учетом темы совместной деятельности.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими
задачу.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для
развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности.
8

В наборах ЛЕГО-конструктора много разнообразных деталей и для удобства
пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики
(кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. ЛЕГО-кирпичики имеют разные размеры и
форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик)
определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у
ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным
игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать
модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном
темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на
занятиях по изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны
таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок
расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по ЛЕГО-конструированию дети пробуют установить,
на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять
ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»;
развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных
пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием
воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие
диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать
с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным
условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно,
соединять детали, рассматривать образец, читать схему, предварительно соотнеся ее с
конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему
постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из
которых эти части предмета построены потом определяют порядок строительных
действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного
задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе
выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания
могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном
взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями
и навыками.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой,
развивается ребенок, используются, формы организации обучения, рекомендованные
исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы
построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и
показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям
прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое
конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по
образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий
этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной
поисковой деятельности творческого характера.
9

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут
воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им
предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких
задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и
способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна
соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный
характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования
у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации
обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий
характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные
способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности -они сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она
лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они
сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из
выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень
близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что
замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель
конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
2.2. Перспективный план совместной образовательной деятельности /средний
дошкольный возраст 4-5 лет/
Первое полугодие:
Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
 Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем
 Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию
 Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой
предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции
по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их
соединения
 Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
 Формировать умение строить по схеме
 Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой
 Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать её общее описание
 Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Второе полугодие:
 Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
10

 Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она
предназначается
 Правильно называть детали ЛЕГО-конструктора
 Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
 Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели
деятельности
 Сравнивать полученную постройку с задуманной
 Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы
Примерное распределение занятий на год:
Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут по подгруппам (по 8-10 детей). В средней
группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
 Рассмотреть объект в целом
 Выделить цвета деталей
 Назвать детали легоконструктора
 Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек,
поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий
сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки,
намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план
разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
Учебно тематический план
Месяц
Сентябрь

октябрь

ноябрь

тема
Вводное занятие
Осень фрукты

цели
Знакомство с Лего-конструктором
Познакомить детей с LEGO – DUPLO – конструктором (кирпичик, лапка,
пластина и т.д.).
Грузовик
Учить строить разные машины, используя детали лего - конструктора
Знакомство с лего
Познакомить с лего-конструктором
Закреплять знания цвета и формы
Ворота
для Учить выполнять простейшую конструкцию (из
лего) – ворота,
заборчика
устанавливать опоры и класть на них перекладину
Пирамидка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Башенка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Конструирование по Закреплять навыки
замыслу
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Башня
Закреплять навыки, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить
простейшие постройки. Формировать бережное отношение к
конструктору
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали,
Мостик
накладывать их друг на друга
Здравствуй, лес!

Мы в лесу построим
дом
Разные домики
Конструирование по
замыслу

Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить
различать деревья. Закреплять умение строить лесные деревья
Учить отличать деревья друг от друга
Закреплять названия деталей, цвет
Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям персонажей
Учить строить дом из лего-конструктора
Закреплять умение строить домики
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность

11

Весёлые утята
Красивые рыбки
Гусёнок
Конструирование по
замыслу
Декабрь

Мебель
для
комнаты
Мебель для кухни
Печка
Конструирование по
замыслу
Улитка
Большие
и
маленькие
пирамидки
Ворота
для
заборчика
Конструирование по
замыслу

январь

Утята в озере
Волшебные рыбки
Мостик через речку
Конструирование по
замыслу
Лесной домик
Мебель
Русская печь
Конструирование по
замыслу

февраль

Машина с прицепом
Пожарная машина
Кораблик
Конструирование по
замыслу

Разучивать стихотворения про утят
Учить строить утят, используя различные детали
Уточнять и расширять представления о рыбах
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Учить строить морских обитателей
Учить строить из конструктора гусёнка
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Развивать способности выделять в предметах их функциональные части.
Учить анализировать образец
Закреплять умение строить мебель
Запоминать название предметов мебели
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать
память, мышление, внимание.
Учить строить разные пирамидки.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Учить бережно относиться к конструктору
Учить строить ворота для заборчика
Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность
Учить внимательно слушать стихотворение
Строить из конструктора утят
Рассказать о рыбах
Учить строить рыб из конструктора
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Учит строить дом
Распределять детали лего-конструктора правильно
Развивать творческое воображение, навыки конструирования
Развивать способность выделять в реальных предметах их
функциональные части. Учить анализировать образец
Рассказать о русской печке
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Учить строить машину с прицепом
Развивать навыки конструирования
Познакомить с профессией пожарного
Учить строить пожарную машину
Рассказать о кораблях
Учить строить более сложную постройку
Развивать внимание, навыки конструирования
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её
тему, давать описание

12

Знакомство
светофором
Продолжение
знакомства
светофором
Робот

со

со

Конструирование по
замыслу
март

Детская площадка
Горка для ребят
Все работы хороши
Конструирование по
замыслу
Мы едем в зоопарк
Слон
Обезьяна
Конструирование по
замыслу

апрель

Ракета
Луноход
Космонавты
Конструирование по
замыслу
Ракета, космонавты
Грузовая машина с
прицепом
Корабли

Поезд
Конструирование по
замыслу
май

Животные
в
зоопарке
Вольер для тигров и
львов
Крокодил
Конструирование по

Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Учить слушать сказку.
Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.
Продолжать знакомить со светофором.
Учить правила дорожного движения.
Строить проезжую часть и надземный переход.
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из лего-конструктора
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание.
Показать детскую площадку
Построить песочницу, лесенки
Продолжать знакомить с детской площадкой
Развивать память и наблюдательность
Познакомить с разными профессиями
Учить отличать их по внешнему виду
Воспитывать уважение к труду взрослых
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему,
давать
общее
описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Учить отличать хищников от травоядных животных
Учить строить слона
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка
Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Рассказать о космосе
Учить строить ракету
Рассказать о луноходе
Учить строить из деталей конструктора
Продолжать знакомить с космосом
Учить строить космонавтов из мелких деталей
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и
космонавтов.
Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели,
соотносить её элементы с частями предмета
Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам
конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования.
Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение построек
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с
другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о зоопарке
Учить строить утку, слона
Учить всем вместе строить одну поделку
Продолжать знакомить с зоопарком
Учить строить крокодила
Закреплять полученные навыки

13

замыслу
Разные профессии
Пожарная машина

Самолёт
Конструирование по
замыслу

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель)
Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора
пожарную часть и пожарную машину
Развивать творчество и логическое мышление
Учить понимать нужность профессии
Рассказать о профессии лётчика
Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать
интерес и творчество
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её
тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

2.3. Перспективный
план совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст 5-6 лет/
Первое полугодие:
 Закреплять приобретённые в средней группе умения
 Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их
частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и
сходстве
 Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно
 Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
 Продолжать знакомить с новыми деталями
 Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
 Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее
конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным
материалом
Второе полугодие:
 Учить работать с мелкими деталями
 Создавать более сложные постройки
 Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
 Учить рассказывать о постройке других воспитанников
 Самостоятельно распределять обязанности
 Учить помогать товарищам в трудную минуту
 Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
 Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными
условиями
 Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
 Развивать творческую активность
 Навыки межличностного общения и коллективного творчества
 Способности к анализу и планированию деятельности
 Интерес к лего-конструктору
Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе.
С этой целью весь октябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего
года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
 Моделирование по схеме, замыслу, образцу
 Работа над проектами (второе полугодие)
14

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир,
повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе
общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом
начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
 Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме
проекта
 Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на
нескольких занятиях
 Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и
поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Учебно тематический план
Месяц
Сентябрь

тема
Конструирование по
замыслу

октябрь

Конструирование по
замыслу
Избушка на курьих
ножках
Мостик через речку
Колодец
Дом лесника
Разные домики
Кафе
Конструирование по
замыслу

ноябрь

Плывут корабли
Катер

Пароход
Конструирование по
замыслу
Грузовая машина
Домик фермера

Мельница

декабрь

Загон для коров и
лошадей
Грузовик
Конструирование по
схеме
зоопарк
зоопарк
слон

цели
Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Разные виды конструктора (Тико и т.д.) Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу

Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки
конструирования. Учить доводить начатое дело до конца.
Учить коллективно строить простейшую постройку.
Учить строить большой дом для лесника
Учить строить домики разной величины и длины
Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг
другу
Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать
творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Учить
выделять
в
постройке
её
функциональные
части.
Совершенствовать умение анализировать образец, графическое
изображение постройки, выделять в ней существенные части.
Обогащать речь обобщающими понятиями : «водный, речной, морской
транспорт».
Закреплять знания
водном транспорте. Закреплять навыки
конструирования.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить создавать простейшую модель грузовой машины
Выделять основные части и детали
Формировать обобщённые представления о домах
Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными
Развивать умение выделять части
Познакомить с понятием «фундамент»
Рассказать о мельнице
Развивать воображение, фантазию
Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки
конструирования. Мелкую моторику рук
Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора
Закреплять полученные навыки. Строить по заданной схеме.
Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать
способность анализировать, делать выводы.
Учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение.

15

верблюд
Конструирование по
замыслу
январь

Домашние
животные
дети
Дом фермера
Конструирование по
замыслу
Подарки для елки
Горки

февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
Самолёт
Необычный самолет
Гантели
Конструирование по
замыслу

март

Поезд мчится
Беседка
Корзинка
Цветы для мамы
Простые узоры по
схеме 1,2
Пастбище
Конструирование по
замыслу

апрель

Ракета, космонавты
1,2.
Луноход простой
Светофор,
регулировщик
Конструирование по
замыслу
Робот

май

Речные рыбки
аквариум
лабиринт
Животные 1-2
Конструирование по
замыслу 1-3

Учить строить верблюда
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки
конструирования
Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке
Учить находить материал для постройки
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Обдумать тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Учить строить по замыслу горку (сложную несколько спусков туннели
и т.д.)
Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить
правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и
пожарную часть. Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знаия о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.
Строить по замыслу, обдумывая детали
учимся читать схемы, строить по ним
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их
частях. Учить строить беседку.
Учимся строить по схеме.
Уточняем представления о цветах, учить строить цветы
Учимся читать схемы и собирать по ним.
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и
пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить
загоны для домашних животных разными способами.
Учить строить загоны для домашних животных разными способами.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по
схеме.
Строим по схеме
Закреплять знания о светофоре.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Показать игрушку робот. Учить строить робота.
Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую
моторику рук.
Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум
Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание,
наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать
внимание, мелкую моторику рук.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

16

2.4. Перспективный
план совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст 6-7 лет/
Задачи:
 Закреплять навыки, полученные в старшей группе
 Обучать конструированию по графической модели
 Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать
предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного
материала и возможности конструкции в пространстве.
 Учить работать в группе(внимательно относиться друг к другу, договариваться о
совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу,
действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим
решением).
Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей)
С этой целью весь октябрь
следует проводить близкие по тематике занятия
предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Учебно тематический план

Месяц
сентябрь
октябрь

ноябрь

Декабрь
Из
мягкого

тема
цели
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе.
Конструирование
Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Красивый мост
Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по
карточке.
Мы
в
лесу Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям
построим теремок персонажей. Учить строить теремок.
Избушка
Бабы Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную
Яги
избушку Бабы Яги.
Грузовик
везёт Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить
кирпичи (прицеп) рассказывать о проделанной работе.
1-2
Корабль
Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали
по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение
построек.
Аэропорт
Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки
конструирования.
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
по замыслу
будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Многоэтажные
Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать
дома
обобщённые представления о домах.
Магазины
Закреплять названия магазинов, их виды.
Детский сад
Учить строить детский сад. Развивать память. Внимание.
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
по замыслу
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Животные
на Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и
ферме
пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки
конструирования.
Овечка
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных
В.Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о
домашних животных. Учить строить животных.
Дом фермера
Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом
фермера.
Конструирование
Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по
по замыслу
замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования.
Пожарная
часть Учимся работать в группах, распределять обязанности, договариваться,
1,2
читать схемы.
Обыгрывать полученные постройки. Получать удовольствие от
Ж/д станция 1,2

17

модуля
январь

Ферма 1,2
Качели
Карусели
Беседка для ребят
Горка

февраль

Детский участок
Узоры по схеме
сложные 1,2,3
Объемные
геометрические
фигуры тетракомп
итд
Городской
транспорт
Светофор
Знакомство
с
дорожными
знаками
Конструирование
по замыслу

март

Играем в зоопарк
Слон
Верблюд
Строим
героев
сказки 1,2
Обыгрывание
сказки
Конструирование
по замыслу

апрель

Ракета,
космонавты
Космический
корабль 1-2
Луноход
Паровоз
везёт
товары
Станция
Конструирование
по замыслу

май

Военная техника
1-3
Дома на нашей
улице
Конструирование
по замыслу

проделанной работы.
Учить строить сложную постройку.
Продолжать строить сложную постройку.
Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по
памяти. Развивать память, навыки конструирования.
Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и
расположения.
Обыгрывание построек, работа в группах
Учиться строить по схеме плоскостные узоры, придумывать свои схемы,
получать удовольствие от полученного результата. Где можно применять
этот узор.
Учиться строить по образцу и схеме сложные объемные фигуры.

Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность,
внимание, память. Учить строить автобус.
Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на
плате.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
инициативу и самостоятельность.
Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
Учить строить слона с большим хоботом
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и
двугорбых верблюдов
Вспомнить сказку теремок, работа в группах, стройка по схемам
животных и домика, попробовали построить разных животных.
Доработка деталей деревьев, елок и обыгрывание сказки распределение
ролей
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
инициативу и самостоятельность.
Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить
ракеты.
Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль.
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора.
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с
другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию,
воображение.
Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для
паровозиков.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
инициативу и самостоятельность.
Пополнить знания о празднике 9 мая. Строить по схеме
Закреплять умение строить домики
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать
инициативу и самостоятельность.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности,
проводимой с применением следующих МЕТОДОВ:
18

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими
картами и др.);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и
т.д.); Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе
выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная
деятельность);
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим
педагогом, соучастие ребёнка при решении.
Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых
ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения
самостоятельной деятельности детей. Таким образом, проектно-ориентированное
обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс
приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности,
базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
ЛЕГО-конструирование, строясь на интегративных принципах, она позволяет
обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая
деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах
деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это
воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления,
воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи
творчески.
Применение ЛЕГО способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали
разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез,
классификация, обобщение);
3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в
дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к.
дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с
ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое
количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять
конечный результат работы.)
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом
возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими
задачу.
19

Работа с образовательными конструкторами позволяет детям в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей
жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных
областей знания.
3. Организационный раздел
Программа «Лего-конструирование» направлена на развитие конструкторских
способностей детей. Срок реализации: 3 года.
Занятия проводятся с детьми с 4-7 лет по подгруппам. Длительность занятий
определяется возрастом детей.
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации занятий – групповые.
Для программы не предусмотрено жесткое разделение учебного времени на теорию и
практику и фиксированный порядок прохождения тем: эту задачу педагог решает
сообразно условиям образовательного учреждения и образовательными возможностями
обучающихся.
На первых этапах работы обучающиеся, выполняют задания педагога, испытывают
собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют
самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных
направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них,
которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать
самостоятельно.
При дальнейшем обучении конструирование выполняется обучающимися в форме
проектной деятельности (по самостоятельному замыслу), может быть индивидуальной,
парной и групповой.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести
анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Социальное партнерство: МАУ ДО ГДТДИМ «ОДАРЁННОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ»
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Строительные наборы и конструкторы: настольные; напольные; деревянные; тико;
мягкий конструктор.
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал: наглядные пособия; цветные иллюстрации;
фотографии; схемы; образцы; необходимая литература.
Техническая оснащенность: магнитофон; фотоопарат; диски, касеты с записями
(познавательная информация, музыка, видеоматериалы); интерактивная доска;
компьютер; демонстрационная магнитная доска.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
3.2. Методическое обеспечение программы.
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
− учебно-тематический план;
− методическая литература для педагогов дополнительного образования;
− ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем
изготовления изделий;
− таблицы для фиксирования образовательных результатов;
20

− схемы пошагового конструирования;
− изображения моделей для конструирования;
− стихи, загадки, игры по темам занятий;
− тесты для диагностики познавательных способностей.
Основные методы обучения:
− словесные;
− наглядные;
− практические.
Формы организации образовательного процесса:
− фронтальная,
− групповая,
− индивидуальная.
Педагогические технологии:
− технология проектной деятельности,
− технология игровой деятельности,
− технология группового обучения;
− коммуникативная технология обучения,
− технология коллективной творческой деятельности.
Элементы Лего-конструктора можно использовать не только для конструирования, но
и в дидактических играх и упражнениях.
В процессе дидактических игр и упражнений с конструктором -Лего у ребенка
развивается:
* Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
* Концентрация внимания;
* Мелкая моторика;
* Умение действовать по образцу;
* Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания
образов и построек;
* навык взаимодействия со сверстниками;
* Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность
собственных действий.
Занятия по конструированию имеет свою логическую структуру:
Организационный этап – мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и
творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к
занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят
и пробудит желание экспериментировать и созидать.
Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания
дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и
разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
- момент неожиданности – введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого
сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует,
пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки; - чтение фрагмента произведения художественной литературы;
- дидактические и подвижные игры;
- познавательная беседа и обсуждение вопросов;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение; - просмотр иллюстраций;
- демонстрация презентаций;
- демонстрация видео или мультипликационных фильмов.
21

Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает
следующие виды деятельности: показ образца, пояснение педагогом пошаговой
инструкции, разбор схемы-карточки, чертежа; самостоятельная работа детей по образцу,
схеме или творческому замыслу, физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками,
подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут
расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
Дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы.
Педагог должен понимать, что детям нужно упражняться, чтобы они смогли уверенно
собирать модель в парах. После выполнения каждого отдельного этапа работы педагог
вместе с детьми проверяет правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо
схемой.
Большее внимание уделить конструированию по «техническим заданиям», которые
направлены на развитие предпосылок технического мышления. Необходимо подготовить
для каждого ребенка для реализации технического задания материалы: мерки (полоски
картона определенной длины, ширины), линейки, макеты ситуаций (река, здание…).
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – рефлексия, уборка рабочих мест,
организация выставки детских работ.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания,
выказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения
задания, о назначении конструкции. Подробный анализ проводится с учётом таких
критериев: аккуратность, симметричность, целостность, устойчивость и привлекательный
внешний вид конструкции; технические умения и навыки; степень самостоятельности
проделанной работы; целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство
товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над
проектом.
Методическое обеспечение (список используемой литературы)
1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. М.: Просвещение, 2016.
2. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 2019.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду:
программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2019.
5. Лиштван З.В. Конструирование. — М.: Владос, 2016.
6. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32
конструкторские модели. – М: Учитель, 2019.
7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.
– М.: Академия, 2019.
8. Развитие
инженерного
мышления
детей
дошкольного
возраста:
методические рекомендации/ авт. – сост. И. В.Анянова; Государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. –
Нижний Тагил, 2015. – 168с.
9. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. — М.:
Сфера, 2019.
1.1.

3.3.Календарный учебный график.
Календарный учебный график

Календарный учебный график является локальным нормативным документом,
регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по
реализации дополнительной общеразвивающей программы технической направленности
22

«Лего-конструирование» для детей дошкольного возраста (4-7 лет) в 2022 – 2023 учебном
году.
Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные
психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и
здоровья.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Дополнительное образование осуществляется для детей:
- средней группы (4-5 лет) длительностью 20 минут 2 раза в неделю;
- старшей группы (5-6 лет) длительностью 25 минут 2 раза в неделю;
- подготовительной группы (6-7 лет) длительностью 30 минут 2 раза в неделю.
Дополнительное образование предоставляется в течение всего учебного года.
Содержание
Начало учебного
года
Конец учебного
года

4-5 лет
13.09.2022

5-6 лет
13.09.2022

6-7 лет
13.09.2022

31.05.2023

31.05.2023

31.05.2023

водная диагностика/ итоговая диагностика

03.10.22-10.10.22
15.05.23-22.05.23

Продолжительность учебной недели
Праздничные дни

5 дней

5 дней

5 дней

04.11.22г., 31.12.22г., 08.01.23г., 23.02.23г. 08.03.23г.,
01.05.23г.,08.05.23г.-09.05.23г.

3.4. Учебный план
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей с 4 до 7 лет.
В Учебном плане отражено: возраст детей; объем образовательной нагрузки; количество
времени на получение дополнительного образования по каждому периоду (уровню) в
неделю, в год (за период);
Дополнительное образование осуществляется для детей:
- пятого года жизни (4-5 лет) продолжительностью 20 минут 2 раза в неделю;
- шестого года жизни (5-6 лет) продолжительностью 25 минут 2 раз в неделю;
- седьмого года жизни (6-7 лет) продолжительностью 30 минут 2 раз в неделю.
Продолжительность обучения в каждом возрастном периоде в 2022/2023 учебном году
составляет (64 занятия).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН по программе дополнительного образования
Год обучения

Средняя группа
4-5 лет
Старшая группа
5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет

В неделю
2

В месяц
8

Количество занятий
В год
64

Время обучения
20 минут

2

8

64

25 минут

2

8

64

30 минут
Третий
год обучения
40

№

Вид занятия

Первый год обучения

1

Конструирование по
образцу и преобразование
образца по условиям
Конструирование по
условиям
Конструирование
по замыслу
Итого:

49

Второй
год обучения
40

8

16

16

7

8

8

64

64

64

2
3

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».