Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Целевой раздел Пояснительная записка Цели задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы Планируемые результаты Содержательный раздел Направленность дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста Этапы процесса обучения Организационно - педагогические условия по реализации дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста Рабочая программа первого года обучения (3-4 года) Рабочая программа второго года обучения (4 – 5 лет) Рабочая программа третьего года обучения (5-6 лет) Рабочая программа четвертого года обучения (6-7 лет) Организационный раздел Материально-техническое обеспечение программы Методическое обеспечение программы Календарный учебный график Учебный план 3 4 5 6 10 10 11 14 15 16 17 18 19 20 20 2 1.1.Пояснительная записка 1. Целевой раздел В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена важность и значение системы дополнительного образования детей, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительной образовательной услуги и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Актуальность – «Логоритмика» полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как образовательная деятельность создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Направленность Программы - на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. С использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В образовательную деятельность вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Логоритмика» составлена на основе программ авторов М.Ю.Картушина и Г.В.Чиркина и разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами, локальным актами ДОУ, регулирующими его деятельность: 3 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования". 4. СаПиН; 5. Положение о платных образовательных услугах. 6. Устав МБДОУ детский сад № 423. Программа включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Обучение и воспитание в МБДОУ детский сад № 423 ведется на русском языке. 1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Новизна Программы заключается в создании условий для коррекции речевых нарушений у детей. А также в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность. Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачи: − активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия; − развивать и увеличивать объём зрительной памяти; − развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику; − вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; − развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение. Коррекционно-развивающие задачи: − развивать речевое дыхание; − развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; − развивать тонкие движения пальцев рук; − развивать фонематическое восприятие; − формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; − формировать грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: − формировать двигательные умения и навыки; − развивать пространственные представления; − развивать переключаемость и координацию движений; − развивать ритмическую выразительность; − развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; − развивать коммуникативные умения и навыки; 4 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций 1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы: − поддержки разнообразия детства - сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; − личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей; − уважения к личности ребенка; − реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры; − построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; − поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; − принцип интеграции содержания дошкольного образования; − принцип систематичности (непрерывные и регулярные занятия); − принцип системности; − принцип наглядности (показ игрушек, дидактических пособий); − принцип заинтересованности. Подходы: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; - cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения (предоставление дополнительного образования) в воспитании и развитии личности ребенка. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также совершенствование и развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной). В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, − − − − − 5 формирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной организации тела. К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Направленность программы - речевая. Срок реализации: 4 года. Длительность занятий определяется возрастом детей. - младшая группа не более 15 минут (дети 3-4 лет) - в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет) - в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет) -в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет) Интеграция содержания образования Социально-коммуникативное развитие: o развитие игровой деятельности; o формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств; o формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности на занятиях. Познавательное развитие: o расширение кругозора детей в области хореографического искусства; o воспитание вкуса ребёнка и обогащение его разнообразными впечатлениями; o развитие воображения; o формирование целостной картины мира; o развитие способности к самостоятельному творческому самовыражению. Речевое развитие: o развитие свободного общения со взрослыми и детьми; o выражение собственных ощущений, используя язык музыки, литературы, фольклора, мимики. Физическое развитие: o развитие физических качеств; o использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; o сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; o формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья. 1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы. Планируемый результат 1 года обучения: − научились повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике. − научились сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. − научились понимать сущность заданий, общаться в диалоге с педагогом. − умеют проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. − умеют произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом. − умеют выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму. Планируемый результат 2 года обучения: 6 − дети научились правильному — положению губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука; − дети расширили лексический запас; − дети развили слуховое внимание и зрительную память; − дети усовершенствовали общую и мелкую моторику; − дети выработали четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; − дети развили творческую фантазию и воображение; − у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным. Планируемый результат 3 года обучения: − дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности; − дети сформировали умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве; − дети научились правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж; − дети развили музыкальные и творческие способности; − дети развили речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи; − дети развили правильное дыхание; − дети развили общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы; − дети развили зрительное, слуховое и двигательное внимание, память; − у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным. Планируемый результат 4 года обучения: − дети развили коммуникативные навыки; − дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности; − дети научились дифференцировать парные согласные; − дети научились точно выполнять движения в соответствии с текстом; − дети развили правильное диафрагмальное дыхание; − дети укрепили дыхательную мускулатуру; − дети закрепили умение выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки; − дети развили координацию движений; − дети научились ориентироваться в пространстве; − дети развили артикуляционную, общую и пальцевую моторику; − дети развили фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память. − дети сформировали привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережное отношения к окружающему миру; − у детей сформировались нравственно-патриотические чувства, уважения к традициям своего народа Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: - деятельностных умений ребенка; - интересов, предпочтений, склонностей ребенка; - личностных особенностей ребенка; - поведенческих проявлений ребенка; - особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; - особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) предусмотрено использовать исключительно для решения следующих образовательных задач: 7 - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. Основной формой учѐта результатов развития предполагает: - постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения; - изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Диагностика освоения программы включает следующие блоки информации о результатах деятельности: •воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой; •методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса; •материально-техническое и финансовое состояние. Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения игровых ситуаций, предложения небольших заданий), беседы, проекты. Оценочные материалы Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный, динамический характер. Оценивается развитие физических и речедвигательных качеств каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим методом является наблюдение. Два раза в год (начало и конец) проводится диагностика отдельных физических качеств: ловкость, гибкость, а также речедвигательных способностей: восприятие музыки и движений, характер исполнения движений, ритмичность, самостоятельность, творческая импровизация. Задания предлагаются детям в игровой форме (оценивается динамика развития данных качеств). Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач программы дополнительного образования. ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Слуховое внимание. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 8 Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) - впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1 й элемент: - - .. 2 й элемент: - .. - 3 й элемент: - - ... 4 й элемент: ... - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами - коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3 -х баллов. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 - 2 - 3 - 4 - 5, 5 - 4 - 3 - 2 - 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее - наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания - 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу: № п/п Фамилия, имя ребенка Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (при освоении программы) Нормализация речи вне зависимости от речевого нарушения. Сформированность знаний по лексическим темам. Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. Сформированность положительного эмоционального настроя к речи. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. Улучшение результатов диагностик развития речи. 9 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). Умение организовывать игровое и речевое общение со сверстниками. Воспитание бережного отношения к природе, животным. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих. 2. Содержательный раздел 2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Логоритмика» - полностью соответствует лексико-грамматическому планированию занятий по развитию речи, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. 2.2.Этапы процесса обучения Программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Процесс обучения состоит из 3 этапов. I этап – подготовительный: создание благоприятных условий для логоритмических занятий; формирование слухового и зрительного внимания; развитие голоса, звукообразования и певческих навыков; развитие чувства ритма; развитие общей и мелкой моторики; обогащение пассивного и активного словаря; коррекция эмоционально-личностной сферы; воспитание координации движений и ориентировки в пространстве. II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков: укрепление мышц артикуляционного аппарата; развитие звуковысотности и силы голоса; развитие фонематического восприятия; закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения. III этап – формирование коммуникативных умений и навыков: закрепление двигательных умений, ручной моторики; развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления; развитие фонематического восприятия; развитие речевой моторики; формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи; формирование лексико-грамматических категорий; накопление активного и пассивного словаря. 10 2.3.Организационно - педагогические условия по реализации дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста Программа рассчитана на 4 года для детей с 3 до 7 лет. Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются возрастные особенности детей, время проведения занятий (2 половина дня), которые требуют точного распределения физической и эмоциональной нагрузки на детей, насыщенность содержания, чередование видов деятельности. Занятия проводятся во 2 половину дня, учитывается продолжительность непрерывной образовательной деятельности, которая отвечает требованиям СанПиН. Длительность занятий определяется возрастом детей. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия, которые проходят в музыкальном зале. Занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах. Программа имеет раздел тематической части (модуль): − логоритмика. Виды занятий и формы организации детей Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата - основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса - силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждой образовательной деятельности. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. 11 Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах - «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры. Структура занятия состоит из трех частей: водная часть: − различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; − упражнения на ориентировку в пространстве; − упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. основная часть: − развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; − упражнения на развитие внимания, памяти; − упражнения на развитие чувства ритма, темпа; − упражнения на развитие координации речи с движением; − упражнения на развитие координации пения с движением; − слушание музыки для снятия напряжения; − игровые упражнения на развитие мелкой моторики. заключительная часть: − упражнения на восстановления дыхания; − спокойные виды ходьбы; − упражнения на релаксацию. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: − фронтальная; − подгрупповая; − индивидуально-групповая. Используемые в Программе современные технологии Игровые технологии. 12 Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность детей, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества. Личностно-ориентированные технологии. Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я-концепции». Для этого необходимо: − видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё; − создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности; − предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности. Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться. Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных отношениях педагога и воспитанника. В концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим. Диалог культур как двусторонняя информационно-смысловая связь является важнейшей составляющей образовательного процесса. В диалоге культур можно выделить: − внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций); − диалог, как речевое активизирующее общение людей (педагога и ребёнка); − диалог эпох - прошлого и настоящего в искусстве, диалог с культурой русского народа и других народов. ИКТ— используются видеопрезентации; осуществляются просмотры в видеозаписи выполненных упражнений и анализ собственных ошибок. Общепедагогические методы: − игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире; − наглядный метод - выразительный показ педагога новых движений, использование наглядно-иллюстративного материала, просмотр видеоматериалов; − метод аналогий. В программе обучения широко используется метод − аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу 13 правого полушария головного мозга ребенка, его пространственнообразное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания; − словесные методы - беседа о характере музыки, средствах ее выразительности; объяснение методики исполнения движений; вопросы; оценка. − практический метод заключается в многократном выполнении конкретного задания. − методы формирования чувств и отношений, стимулирующие − познание и деятельность - поощрение, создание воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха. Методы и приемы: − игровые; − вовлекающий показ; − активизирующее общение; − словесные указания; − выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку; − «провокации» (специально допущенные ошибки со стороны педагога), − творческие задания; − импровизация; − активное слушание; − пластические импровизации детей, «игровые пробы»; 2.4. Рабочая программа первого года обучения (3-4 года). Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачи: − создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей; − формирование двигательных навыков; − развитие слухового и зрительного восприятия; − развитие артикуляторного аппарата. Содержание деятельности: месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Тема Дудочка Кот и пес Чудесное яблоко Яблонька Как растили капусту В огороде заяц День рождения зайчика Домик для воробья Домок-теремок Приближается зима Зимовье зверей Мельник и Медведь Медвежонок Мишутка Серебряный ключик Новогодняя елка Снеговик Новогодняя елка в лесу Помогите птицам Кукла Аня Новоселье у куклы Поезд игрушек Парад игрушек Иван Иваныч Самоварыч 14 Март Апрель Май У меня полно хлопот Как Козлик маму искал Паровозик из Ромашково Зайкина шубка Храбрый цыпленок Мамы и малыши Как Петушок утро проспал Прогулка в весеннем лесу Дела много у зверей Чей это домик? Пароходик Дуся ехала на дачу 2.5. Рабочая программа второго года обучения (4-5 лет). Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачи: − создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей; − уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука; − расширение лексического запаса; − развитие слухового внимания и зрительной памяти; − совершенствование общей и мелкой моторики; − выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; − развитие творческой фантазии и воображения; − воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным. Содержание деятельности: месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Тема Цыпленок и его семья Белая козочка У кошечки день рождения Лесные звезды Зайка-огородник Любимое кушанье Дорога на мельницу Верные друзья Сказка про зайцев Круглый год Времена года Про Мурочку-Мурысоньку Мурка в город собирается Как Мурка Деда Мороза будила Дед Мороз Снегурочка на новогодней елке в лесу Волчья песня Петушок Лисичка со скалочкой Петух да Собака Бременские музыканты Возьми меня с собой А что у вас? Вот так мастера! Как стать большим Даша и Маша Горшочек Каши Мышонок 15 Май Сказка про Мишку Чьи это уши? Зайчонок Красный фонарик Колесо Бычок-смоляной бочок Коза-обманщица 2.6. Рабочая программа третьего года обучения (5-6 лет). Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачи: − закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности; − формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве; − научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж; − развивать музыкальные и творческие способности детей; − развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи; − развивать правильное дыхание; − развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы; − развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память; − воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе. Содержание деятельности: месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Тема Путешествие язычка В гостях у лесного гнома Яблоко Пых Спор овощей Колосок Приключение дождика Краски осени Палочка-выручалочка Как коза в лесу избушку построила Кот, петух и лиса Теремок-холодок Дед Мороз Отчего у белого медведя нос черный Елка Снеговик на елке Морозята Мороз-Иванович Приключение снежинки Снежная книга Мороз, солнце и ветер Парад на Красной площади Гуси-лебеди Я маму мою обидел Кем быть Откуда у носорога шкура Откуда у верблюда горб Откуда у кита такая глотка? Космическое путешествие Лекарство от зевоты Весна 16 Май Колобок Волшебное зеркальце Как муравьишко дом искал История о том, как гном пострил дом 2.7. Рабочая программа четвертого года обучения (6-7 лет). Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачи: − создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей; − развитие коммуникативных навыков детей; − закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные; − учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом; − Научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру; − закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки; − развивать координацию движений, ориентирование в пространстве; − развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику; − развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память. − формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру. − воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа. Содержание деятельности: месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель тема Лесная прогулка Медведь и хвост Осенняя природа Сивка- Бурка Как заяц и дрозд урожай растили Вершки и корешки Петушок-золотой гребешок и меленка Лягушка- путешественница Новый каравай Четыре желания Разноцветная книга Проказы зимы Заяц , косач, медведь и Дед Мороз Почтовая история Как ворона Снегурочкой стала Двенадцать месяцев Серебряное копытце Зима-пекариха Госпожа Метелица Каша из топора Стойкий оловянный солдатик Сказка об Иване Звездный мальчик Заколдованный холм Два клена Работники Снегурочка Звездный бал Космонавтом быть хочу Робот 17 Май Беляночка и Розочка Баллада о юном барабанщике В гостях у лесных гномов Подарки гномов Приключения Буратино 3. Организационный раздел Программа рассчитана на 4 года для детей с 3 до 7 лет. Определяющими моментами в подготовке и проведении занятий являются возрастные особенности детей, время проведения занятий (2 половина дня), которые требуют точного распределения физической и эмоциональной нагрузки на детей, насыщенность содержания, чередование видов деятельности. Занятия проводятся во 2 половину дня, учитывается продолжительность непрерывной образовательной деятельности, которая отвечает требованиям СанПиН. Длительность занятий определяется возрастом детей. - младшая группа не более 15 минут (дети 3-4 лет) - в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет) - в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет) -в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет) Основной формой работы с детьми являются групповые занятия, которые проходят в музыкальном зале. Занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Социальное партнерство: МАУ ДО ГДТДИМ «ОДАРЁННОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ» 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Требования к среде: Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики. Мячи (латексные, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием. Центр коррекционно-развивающей работы: Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса; Ковер; Мольберт; Столы и стулья; Музыкальный инструмент (фортепиано)18 Технические средства: Наличие ноутбука; Проектор; Музыкальный центр; Принтер; Сканер. 18 Музыкальные произведения. Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: Бланки с заданиями по темам; Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных; Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям; Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений; Схемы-планы, модели. Игровой и спортивный инвентарь: Ростовые куклы; Костюмы зверей; Музыкальные инструменты; Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики; Пособия на развитие дыхание Ритмические палочки Массажные мячики 3.2. Методическое обеспечение программы. Для реализации программы используются следующие методические материалы: − учебно-тематический план; − методическая литература для педагогов дополнительного образования. Основные методы обучения: словесные; наглядные; практические. Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная. Педагогические технологии: проектной деятельности, игровой деятельности, группового обучения; коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности. Методическое обеспечение (список используемой литературы) 1.«Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ; 2. И .Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики». С-П., Невская нота,2009 г 3.«Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы»; Л. А. Манакова, СПб.: «Детство-пресс»,2019 4.«Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012; 5.Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской; 6.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г 7.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 8.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010 г. 9.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010 г. 10.Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий»,2013г. 11.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г. 12.Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», 2004-2010г. 19 3.3. Календарный учебный график Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по реализации дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «Логоритмика» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) в 2022 – 2023 учебном году. Календарный учебный график учитывает в полном объёме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Программа рассчитана на 4 года обучения. Дополнительное образование осуществляется для детей: - младшей группы (3-4 года) длительностью 15 минут 2 раза в неделю - средней группы (4-5 лет) длительностью 20 минут 2 раза в неделю; - старшей группы (5-6 лет) длительностью 25 минут 2 раза в неделю; - подготовительной группы (6-7 лет) длительностью 30 минут 2 раза в неделю. Дополнительное образование предоставляется в течение всего учебного года. Содержание Начало учебного года Конец учебного года водная диагностика/ итоговая диагностика Продолжительность учебной недели Праздничные дни 3 – 4 года Возрастные группы 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет 12.09.2022 12.09.2022 12.09.2022 12.09.2022 31.05.2023 31.05.2023 31.05.2023 03.10.22-10.10.22 15.05.23-22.05.23 31.05.2023 5 дней 5 дней 5 дней 5 дней 04.11.22г., 31.12.22г., 08.01.23г., 23.02.23г. 08.03.23г., 01.05.23г.,08.05.23г.-09.05.23г. 3.4. Учебный план Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе речевой направленности «Логоритмика», для детей дошкольного возраста (3-7 лет) в 2022 – 2023учебном году. В Учебном плане отражено: возраст детей; объем образовательной нагрузки. Дополнительное образование осуществляется для детей: - четвертого года жизни (3-4 года) продолжительностью 15 минут 2 раза в неделю - пятого года жизни (4-5 лет) продолжительностью 20 минут 2 раза в неделю; - шестого года жизни (5-6 лет) продолжительностью 25 минут 2 раз в неделю; - седьмого года жизни (6-7 лет) продолжительностью 30 минут 2 раз в неделю. Направленности платных образовательных услуг Наименование платной образовательной услуги 3 – 4 года 1 Речевой направленности 2 «Логоритмика» 3 2 / 64 4 2 / 64 5 2 / 64 6 2 / 64 Не более 15 мин Не более 20 мин Не более 25 мин Не более 30 мин Продолжительность Наименование возрастных групп 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет Количество занятий в неделю / год 20