ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Краткая презентация, адаптированной образовательной программы дошкольного образования Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями (далее АОП ДО) нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, определяющий содержание образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речевого развития. АОП ДО разрабатывается, утверждается и реализуется МБДОУ самостоятельно, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ с изменениями на 16 апреля 2022 года (п. 28 ст. 2, п. 6, ст. 28, п.п. 1-4 ст.79), Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ с изменениями на 28 июня 2021 года, приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 07.12.2017 г. Протокол № 6/17), а также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения. АОП ДО разработана педагогическим коллективом МБДОУ детский сад № 423. Основанием для разработки АОП ДО послужили нормативно-правовые документы: 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.— ООН 1990. 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: — Режим доступа: pravo.gov.ru.. 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс]. 6. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ с изменениями на 28 июня 2021 года. 7. Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 9. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и подростков». 10. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 11. Устав МБДОУ детский сад № 423. АОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, отбор компонентов для которых (содержания) ориентирован на особые образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные коррекционные образовательные технологии и традиционные методики с учётом следующих программ и пособий: Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 07.12.2017 г. Протокол № 6/17) Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2021 г. Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 5 изд-е, перераб. и доп М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева // Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб. 2014. — 386 с. Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клиникопедагогической классификации). Программа обеспечивает образовательную деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Программа реализуется на государственном (русском) языке Российской Федерации. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом МБДОУ детский сад № 423, договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования между МБДОУ детский сад № 423 и родителями (законными представителями) ребенка. Режим работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей неделе с 10,5 часовым пребыванием детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержание Программы включает совокупность содержания образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка. Целевой раздел Программы определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ДО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональноличностное и социально-коммуникативное развитие. Объем образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня. И в соответствие с CанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и подростков», СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Срок освоения программы - 4 года. АОП ДО состоит обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, отбор компонентов для которых (содержания) ориентирован на особые образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные коррекционные образовательные технологии и традиционные методики с учётом следующих пособий: Обязательная часть Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 07.12.2017 г. Протокол № 6/17) Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2021 г. Часть формируемая участниками образовательных отношений Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. Содержание Программы включает совокупность содержания образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка и охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и направлена на преодоление или ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, социальную адаптацию и комплексную подготовку к обучению в школе, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие. Целевой раздел Программы определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ДО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Цель: -проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционноразвивающей деятельности и развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжелыми нарушениями речи; -построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи детей, с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую полноценную коррекцию и социальную адаптацию, предусматривающую взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Задачи: - коррекция недостатков психофизического развития детей; - охрана и укрепление физического и психического детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; -создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; -формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; -обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего начального общего образования. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Решение вышеуказанных в Программе цели и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке каждого ребенка педагогами и специалистами, оказании ему эмоциональной помощи в период адаптации к дошкольной образовательной организации Программа имеет четкую структуру, описывает условия реализации и содержит описание планируемых результатов освоения Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-- эстетической, физической. Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Объем образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня. И в соответствие с CанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и подростков», СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы. Отбор содержания АОП ДО ориентирован на образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные образовательные технологии и традиционные методики с учётом учебно-методических комплектов (далее УМК) к данной программе. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учительлогопед высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021 г. включена в реестр комплексных программ дошкольного образования ФИРО. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики и индивидуальные особенности. В организации функционирует 6 возрастных групп. № Наименование группы Возраст детей 1 2 3 4 Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Количество групп 1 2 1 2 Продолжительность пребывания 10,5-часовое пребывание 10,5-часовое пребывание 10,5-часовое пребывание 10,5-часовое пребывание Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: • выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка; • вовлечение родителей в образовательный процесс; • внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО. • создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления: • аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка; • коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; • информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства.