Дополнительный раздел АОП ДО

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация, адаптированной образовательной программы
дошкольного образования
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжёлым нарушением речи, с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями (далее АОП
ДО)
нормативно-управленческий
документ
образовательного
учреждения,
определяющий содержание образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения
речевого развития.
АОП ДО разрабатывается, утверждается и реализуется МБДОУ самостоятельно, в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года №273-ФЗ с изменениями на 16 апреля 2022 года (п. 28 ст. 2, п. 6, ст. 28,
п.п. 1-4 ст.79), Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ с изменениями на 28 июня 2021 года, приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от
06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Примерной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с
тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 07.12.2017 г. Протокол № 6/17), а
также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
АОП ДО разработана педагогическим коллективом МБДОУ детский сад № 423.
Основанием для разработки АОП ДО послужили нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 года.— ООН 1990.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
Официальный интернет-портал правовой информации: — Режим доступа: pravo.gov.ru..
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».
4. Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 года № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 996-р о
Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].
6. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 24.11.1995 года №181-ФЗ с изменениями на 28 июня 2021 года.
7. Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования».
8. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
9. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и подростков».

10. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
11. Устав МБДОУ детский сад № 423.
АОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, отбор компонентов для которых (содержания) ориентирован
на особые образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные
коррекционные образовательные технологии и традиционные методики с учётом
следующих программ и пособий:
Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 07.12.2017 г.
Протокол № 6/17)
Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е,
переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед
высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2021 г.
Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Мир
открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 5
изд-е, перераб. и доп М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
Примерной адаптированной основной образовательной программы для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.
Гаврилушкина, Г. Г. Голубева // Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб. 2014. — 386 с.
Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с
общим недоразвитием речи различного генеза (по клиникопедагогической
классификации).
Программа обеспечивает образовательную деятельность для детей с тяжелыми
нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется на государственном (русском) языке Российской Федерации.
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются в соответствии с
ФГОС ДО, Уставом МБДОУ детский сад № 423, договором об образовании по
образовательным программам дошкольного образования между МБДОУ детский сад №
423 и родителями (законными представителями) ребенка.
Режим работы дошкольного учреждения по пятидневной рабочей неделе с 10,5
часовым пребыванием детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа содержит три
основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержание Программы включает совокупность содержания образовательных
областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Целевой раздел Программы определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АОП ДО, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных
областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Объем обязательной части программы составляет не менее
60% от ее общего объема. Объем части программы, формируемой участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Основой
Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и
образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания

комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к
окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает
позитивное эмоциональноличностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание
самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное
чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной
деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй
половинах дня. И в соответствие с CанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
подростков», СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие
индивидуальные,
подгрупповые,
групповые,
интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей
мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в
соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его
аналогом.
Срок освоения программы - 4 года.
АОП ДО состоит обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, отбор компонентов для которых (содержания) ориентирован
на особые образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные
коррекционные образовательные технологии и традиционные методики с учётом
следующих пособий:
Обязательная часть
Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 07.12.2017 г.
Протокол № 6/17)
Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е,
переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед
высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2021 г.
Часть формируемая участниками образовательных отношений
Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»,
О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская Екатеринбург: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2019.
Содержание Программы включает совокупность содержания образовательных
областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка и
охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и
направлена на преодоление или ослабление недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей, социальную адаптацию и комплексную подготовку к
обучению в школе, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: социально - коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое
развитие; физическое развитие.

Целевой раздел Программы определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АОП ДО, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Цель:
-проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционноразвивающей деятельности и развивающей предметно пространственной среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), в том числе с
инвалидностью, - воспитанника с тяжелыми нарушениями речи;
-построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми
нарушениями речи детей, с учётом их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивающую полноценную коррекцию и социальную адаптацию,
предусматривающую взаимодействие специалистов дошкольной образовательной
организации и родителей дошкольников.
Задачи:
- коррекция недостатков психофизического развития детей;
- охрана и укрепление физического и психического детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми,
взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям детей;
-обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего
начального общего образования.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной,
связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,
фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
Решение вышеуказанных в Программе цели и задач воспитания возможно только
при систематической и целенаправленной поддержке каждого ребенка педагогами и
специалистами, оказании ему эмоциональной помощи в период адаптации к дошкольной
образовательной организации Программа имеет четкую структуру, описывает условия
реализации и содержит описание планируемых результатов освоения
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных
областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно--

эстетической, физической. Объем обязательной части основной образовательной
программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части образовательной
программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более
40% от ее общего объема. Основой Программы является создание оптимальных условий
для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за
счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к
окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает
позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем образовательной нагрузки рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации
дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание
самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное
чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной
деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй
половинах дня. И в соответствие с CанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
подростков», СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые,
интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей
мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в
соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его
аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и
воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.
Отбор содержания АОП ДО ориентирован на образовательные потребности
воспитанников и включает в себя современные образовательные технологии и
традиционные методики с учётом учебно-методических комплектов (далее УМК) к
данной программе. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учительлогопед высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. Санкт-Петербург
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021 г. включена в реестр комплексных программ дошкольного
образования ФИРО.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с
закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать
задачи по реализации Программы с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные
характеристики и индивидуальные особенности.
В организации функционирует 6 возрастных групп.
№

Наименование группы

Возраст детей

1
2
3
4

Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

Количество
групп
1
2
1
2

Продолжительность
пребывания
10,5-часовое пребывание
10,5-часовое пребывание
10,5-часовое пребывание
10,5-часовое пребывание

Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе с учетом
интеграции образовательных областей, объединение обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников. Основной целью работы с родителями является обеспечение
взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для
формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребенку.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
• выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания
детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
• вовлечение родителей в образовательный процесс;
• внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их
участия в жизни ДОО.
• создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает
следующие направления:
• аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с
ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на
ребенка;
• коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической
культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе;
• информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание
открытого информационного пространства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».