Общие положения
1.
1.1. Настоящее положение о порядке реализации индивидуальной
программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида/инвалида (далее
ИПРА) разработано
в соответствии со
следующими нормативными
документами:
- Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства труда й социальной защиты Российской
Федерации от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении порядка разработки и
реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида,
выдаваемых
федеральными
государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 15.10.2015 г, № 723н «Об утверждении формы и Порядка
предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо
от
их
организационно-правовых
форм
информации
об
исполнении
возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида или индивидуальной программой реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные
учреждения медико-социальной экспертизы»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022
«Об утверждение федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья».
1.2.
Положение регламентирует порядок реализации ИПРА ребенка-
инвалида (инвалида) в части «Психолого-педагогическая реабилитация» в
МБДОУ детском саду № 423 (далее образовательное учреждение).
Цель и задачи реализации ИІІРА в части «Психолого-
2.
педагогическая реабилитация»
2.1. Целью реализации ИПРА является создание условий для
оптимального развития, качественного обучения, успешной интеграции в
социуме ребенка-инвалида (инвалида).
2.2. ИПРА призвана решать задачи следующего характера:
профилактика
-
образовательных
трудностей
ребенка-инвалида
(инвалида);
- содействие ребенку-инвалиду (инвалиду) в решении актуальных задач
развития,
обучения,
профессиональная
социализации
ориентация
эмоционально-аффективной
конструктивных
и
(освоение
и
учебных
самоопределение,
регуляторно-волевой
взаимоотношений
со
стабилизация
сфер,
сверстниками,
предметов,
организация
педагогическими
работниками);
- создание условий для формирования и совершенствования жизненных
компетенций
ребенка-инвалида
(инвалида)
в
соответствии
с
его
индивидуальными психофизическими возможностями;
- соблюдение прав и интересов обучающегося с инвалидностью.
3. Порядок разработки и утверждения плана мероприятий по
психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (инвалида)
3.1. ИПРА
проведении
ребенка-инвалида
медико-социальной
(инвалида)
экспертизы
разрабатывается
гражданина
исходя
при
из
комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного
потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социальнобытовых,
профессионально-трудовых
федеральными
государственными
и
психологических
учреждениями
данных
медико-социальной
экспертизы.
ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до
достижения возраста 18 лет.
3.2. По получении информации о наличии выписки из ИПРА (копии
выписки)
ребенка
с
инвалидностью
ответственный
сотрудник
образовательного учреждения регистрирует данный факт в «Журнале
регистрации выписок из ИПРА» (Приложение 3) и связывается с родителями
(законными представителями) ребенка-инвалида.
3.3. Родители
(законные
представители)
ребенка-инвалида
оформляют(ет) заявление о разработке плана мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации (Приложение 1).
3.4.
Функции
педагогической
разработки
реабилитации
плана
или
мероприятий
абилитации
психолого-
обучающегося
с
инвалидностью и его реализации возлагаются на психолого- педагогический
консилиум (ППк) образовательного учреждения.
3.5. Родители
(законные
представители)
ребенка-инвалида
предоставляют в ППк заключение ПMПK для разработки плана реализации
ИПРА в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации.
3.6. План реализации ИПРА обучающегося с инвалидностью в части
психолого- педагогической реабилитации разрабатывается в трехдневный срок
с момента подачи заявления родителями (законными представителями)
ребенка-инвалида или инвалидом.
3.7.
ППк
образовательного
учреждения
определяет
перечень
мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации
конкретного ребенка-инвалида (инвалида) с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК), структуры дефекта, возраста
(группы), уровня развития адаптивных способностей и др. ответственных за
выполнение мероприятий и сроки их исполнения.
3.8. План реализации мероприятий ИПРА (Приложение 4) утверждается
руководителем образовательного учреждения, согласовывается с родителями
(законными представителями) ребенка-инвалида и хранится в «Карте
развития»
обучающегося,
получающего
психолого-педагогическое
сопровождение.
3.9.
Образовательное
учреждение
обеспечивает
динамическое
наблюдение и оценку результатов реализации плана рекомендуемых
мероприятий ежегодно в соответствии с Положением о ППк.
3.10.
Актуализация
мероприятий Плана реализации ИПРА по
инициативе непосредственных исполнителей (воспитатель, специалисты)
осуществляется по предварительному согласованию с ответственным за
реализацию
ИПРА,
членами
ППк
и
родителями
(законными
представителями) ребенка-инвалида или инвалидом и фиксируется в
протоколе заседания ППк.
3.11. Отказ инвалида, родителей (законных представителей) ребенкаинвалида от выполнения мероприятий ИПРА по психолого-педагогической
реабилитации оформляется в письменной форме (Приложение 2).
4. Основные направления деятельности по психологопедагогической реабилитации или абилитации.
4.1. Образовательная организация осуществляет реализацию ИПРА
ребенка-инвалида
(инвалида)
в
части
психолого-педагогической
реабилитации/абилитации по следующим направлениях:
•
психолого-педагогическая диагностика;
•
разработка и реализация плана мероприятий ИПРА;
•
консультирование участников образовательных отношений:
•
анализ
результатов психолого-педагогической
реабилитации/абилитации обучающегося с инвалидностью;
•
актуализация мероприятий по результатам анализа психолого-
педагогической реабилитации/абилитации ребенка с инвалидностью.
5.
Предоставление информации об исполнении ИПРА
5.1. Ответственным
сотрудник
образовательного
учреждения
ежемесячно до 10 числа предоставляет информацию об исполнении ИПРА
инвалида и ИПРА ребенка-инвалида в территориальное управление по:
- инвалидам и детям-инвалидам. срок действия ИПРА которых истекает
через два месяца, следующих за отчетным;
- по инвалидам и детям-инвалидам сменившим образовательную
организацию (по исполненным на отчетную дату мероприятиям), но срок
действия ИПРА которых не закончен;
- детям-инвалидам которым установлена инвалидность на срок до 18
лет, по завершенным на отчетную дату мероприятиям ИПРА (например,
завершена общеобразовательная программа, ребенку-инвалиду не исполнилось
18 лет, срок действия ИПРА не окончен).
5.2. В случае, если в течение периода реализации ИПРА инвалид,
ребенок-инвалид переходит из одной образовательной организации в другую,
то образовательная организация- исполнитель ставит отметку об исполнении
на дату перевода, готовит пакет копий документов (План реализации ИПРА,
коллегиальное
эффективности
заключение
реализации
ППк,
результаты
мероприятий
промежуточных
ИПРА.
оценок
информацию
по
организации специальных условий обучения и др.) и передает в ту
организацию, в которой инвалид, ребенок-инвалид продолжит обучение.
6. Компетенция и ответственность специалистов образовательного
учреждения
Педагогические работники, принимающие участие в психологопедагогической реабилитации ребенка с инвалидностью, несут ответственность
за осуществляемую деятельность согласно своим должностным обязанностям.
7. Заключительные положения.
7.1.
Положение вступает в силу с даты утверждения его заведующим
образовательного учреждения. Изменения, вносимые в Положение, вступают в
силу в том же порядке.
7.2.
Настоящее положение действует до его отмены.
7.3.
После утверждения Положения или изменений, внесенные в него,
текст Положения или изменений размещается на официальном сайте
образовательного учреждения в течение 10 рабочих дней.
7.4.
Положениеи/или изменения в
него доводятся до сведения
работников образовательного учреждения.
Приложение 1
Форма заявления родителей (законные представителей) ребёнка-инвалида/инвалида о
разработке плана реализации Мероприятий ИІІРА в части психолого-педагогической
реабилитации/абилитации
Заведующему МБДОУ детского сада № 423
____________________________________
(Фамилия, имя, отчество (последнее-при наличии)* заявителя)
Проживающего (ей) по адресу*:
Телефон(сотовый)
e-mail
Заявление
Прошу организовать мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
ФИО
инвалида
(ребенка-инвалида)
согласно
от
ОТ
ИПРА
№
и заключению ПMПK №
.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Расшифровка подписи
рекомендациям
Приложение 2
Форма отказа родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида / инвалида от
разработки плана реализация Мероприятий ИПРА в части психолого-педагогической
реабилитации/абилитации
Заведующему МБДОУ детского сада № 423
______________________________________
(Фамилия, имя, отчество (последнее-при наличии)* заявителя)
Проживающего (ей) по адресу*:
Телефон(сотовый)
e-mail
Заявление
(ФИО родителя (законного представителя) ребёнка-инвалида)
отказываюсь от проведения мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации
(ФИО ребенка-инвалида)
согласно рекомендациям ИПРА №
ОТ
расшифровка подписи
Приложение № 3
Форма журнала учёта сведений по разработке и реализации планов мероприятий ИПРА
№
Дата поступления
ФИО ребёнка-
Дата рождения
п/п
информации
инвалида
ребенка-
(Инвалида)
об
ИПРА ребенкаИнвалида
№ ИПРА
Срок реализации Нуждаемость в проведении
Нуждаемость в
Сведения о
мероприятий психолого-
проведении мероприятий
разработке плана
инвалида
педагогической реабилитации
по общему и
мероприятий
(инвалида)
или абилитации
профессиональному
HПPA
образованию
(инвалида)
по
Да
Нет
Да
Нет
Приложение № 4
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
МБДОУ детского сада № 423
от « »
20 г №
__________________
План реализации мероприятий ИПРА в части психолого-педагогической реабилитации/абилитации
Согласовано с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида/инвалида
Дата рождения:
Ф.И.О. ребенка-инвалида / инвалида
Дошкольное образование (группа):
нужное отметить
Общеразвивающей направленности
комбинированной направленности
компенсирующей направленности
кратковременного пребывания
Срок реализации ИПРА -
Наименование мероприятия
/
Срок отчета -
Ответственный
Срок исполнения
Отметка исполнения/
неисполнения
(с указанием причины)
Условия по организации обучения (в соответствии с заключением от №):
Образовательная программа:
нужное отметить
ООП ДО
AOП ДО
Администрация ДОУ
Другой вариант
Безбарьерная среда: нужное отметить
- архитектурная доступность
-
СПОВИЯ ДЈІЯ ПИЦ С
Администрация ДОУ
нарушениями зрения
- условия для лиц с
нарушениями слуха
Направления психолого-педагогической реабилитации или абилитации
Психолого-педагогическое
консультирование обучающегося с
инвалидностью и его семьи:
- социальная адаптация
- профессиональная ориентация
Педагогическая коррекция:
- профилактика образовательных
трудностей
- внеурочная деятельность
- социально-бытовая ориентировка
Психолого-педагогическое
сопровождение образовательного
процесса:
Ответственный за
реализацию ИПРА,
воспитатель, педагогпсихолог, учитель-логопед,
другой специалист
Воспитатели
- психолого-педагогическая
диагностика
- занятия с логопедом
- занятия с дефектологом
-психо-коррекционные занятия
- анализ результатов психологопедагогической реабилитации /
абилитации
Протокол заседания ППк
Ответственный
подпись
расшифровка подписи, должность
Специалисты ППк,
воспитатели
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Специалисты ППк,
воспитатели
от №
дата составления
от №
дата реализации