Развитие пространственных представлений дошкольников и младших школьников.
01.03.2025
Пространственные представления — важная составляющая психической деятельности человека, они
образуют «ось координат», посредством которой человек воспринимает окружающую
действительность и выстраивает свой индивидуальный образ мира.
Пространственные представления складываются у ребёнка
постепенно. Сначала формируется восприятие собственного тела,
которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц и через тактильные
ощущения. Как только ребёнок встал на ножки и пошёл, окружающее его
пространство значительно расширяется, и он переходит на следующую стадию
развития пространственных представлений — о взаимоотношениях между
предметами.
Порядок формирования пространственных представлений:
Сначала формируются представления по вертикали:
«вверху-внизу».
Затем представления по горизонтали: «к
себе — от себя».
Третий уровень формирования пространственных
представлений: «право-лево».
Последним формируется представление «сзади, за
мной».
Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает правильное формирование речевых функций, счётных
операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Любые нарушения
пространственных представлений затрудняют формирование высших психических
функций и препятствуют ходу нормального развития личности в целом.
Для развития пространственных представлений у детей используют игры и игровые упражнения, а также специальные
пособия.

