Учитель - логопед
06.04.2022
Рекомендации
06.04.2022
Рекомендации
для родителей детей младшего возраста
Обратите внимание на речь своего малыша! речью ребенок овладевает
постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно
произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают
внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется
и нормализуется. современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении
ребенком 2,5—3 лет.
Понаблюдайте за вашим малышом. вас должно насторожить, если ребенок:
-
очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
-
часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из
стороны в сторону;
-
имеет сильное течение слюны;
-
не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню
и принеси чашку и т. д.);
-
не играет с другими детьми или не кормит куклу из
тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
-
говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к
другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»;
«смотри» — «апи»;
-
употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых
сохранены только части слова: «ако» — молоко, «дека» — девочка.
Рекомендации для родителей детей
среднего возраста
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду,
показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не
соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны
быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем
останавливаться на причинах неблагополучия.
постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители,
желающие слышать чистую речь детей.
Итак:
-
ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка,
проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
-
критически относитесь к речевым проявлениям детей,
начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к
логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
-
обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по
поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у
ортодонта. если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не
затягивайте с решением этих проблем;
-
большинство детей, страдающих нарушением
звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы
различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. логопед, к которому вы
обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
-
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя
тщательно домашние задания. без выполнения этих заданий, без постоянного
контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных
результатов;
-
через полгода после того, как все звуки будут
поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
-
в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы
ребенок попал в логопедическую группу своевременно.
Не
откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных
людей.
Рекомендации для родителей детей старшего
возраста
6 лет — это
возраст, когда ребенок должен идти в школу. в школе ребенку придется быть
самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к
школе.
Время от
времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и
ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте
интерес к учебе.
У ребенка
должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
-
правильно произносить все звуки языка;
-
выделять первый и последний звук в слове;
-
разделять слово на слоги;
-
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в
слове;
-
придумывать слова на заданный звук;
-
сливать два названных звуков слог: м+а=ма;
-
повторять слоговую цепочку типа та-да-та;
-
определять количество слов в предложении, учитывая и
«короткие» слова — предлоги.
-
важно выяснить:
-
насколько богат словарный запас малыша, может ли он
связно рассказать о том, что увидел, услышал;
-
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою
фамилию, имя, отчество, возраст;
-
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни
недели, времена года;
-
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется
ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
-
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и
составить по ним рассказ.
-
больше занимайтесь с ребенком рисованием.
Проверьте,
умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды,
четко прорисованными конечностями. Это
умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. предложите ребенку
«срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в
пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от
времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда
интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
В случаях
любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.