Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Под специальными условиями, для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Территория
прилегающая к зданию детского сада доступна для всех категорий инвалидов, имеет
широкие тротуары для передвижения инвалидов-колясочников, есть место для
парковки автотранспортных средств инвалидов.
На входных дверях установлена кнопка вызова
персонала, с контрастной табличкой рельефно-точечным шрифтом Брайля, находящаяся в зоне доступа, для инвалидов, в
том числе колясочников, с целью оказания им помощи при въезде в здание.
На калитках и входной двери в детский
сад расположены таблички с информацией на контрастном фоне о дошкольном
образовательном учреждений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для ориентирования
слабовидящих людей.
Официальный
сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
В
групповых помещениях ДОУ есть одноместные столы, которые используются, при
необходимости, для детей инвалидов, обеспечен свободный доступ к
играм и игрушкам.
Образовательные
услуги про необходимости предоставляются в дистанционном режиме.
Есть
возможность допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, для
предоставления образовательных услуг.
100% педагогических работников ДОУ прошли
обучение или инструктирование для работы с инвалидами по вопросам связанным с
обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, в
соответствии с законодательством РФ.
В МБДОУ детский сад № 423 в
2021-2022 учебном году в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогическойкомиссии (ПМПК) детей с ОВЗ - 6 детей.
Доля воспитанников составляет
3% от общего числа воспитанников.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Оборудованы групповые помещения (учебные кабинеты) для обученияи воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
РППС построена в соответствии с возрастом обучающихся,
в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивает реализацию образовательного
потенциала пространства организации, предоставляет возможности для общения и
целенаправленной, разнообразной соместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует возрастным
возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Трансформируемость
пространства
РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
материалов:
- возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм и т.д.;
- наличие в организации или группе полифункциональных
(не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том
числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды:
- наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную
и исследовательскую активность детей.
Доступность
среды:
- доступность для воспитанников, в том числе инвалидов
и лиц с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе инвалидов и лиц с
ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Оборудован кабинет учителя-логопеда для оказания
логопедической помощи нуждающимся воспитанникам, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Кабинет
учителя - логопеда содержит:
-материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного
оснащения;
-дыхательные тренажеры, игрушки для
развития правильного речевого дыхания;
-картотеки материалов для
автоматизации и дифференциации звуков;
-логопедические альбомы для
обследования;
-предметные и сюжетные картинки по
лексическим темам;
-настольно-печатные дидактические
игры;
-алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
-методическая, дидактическая,
справочная и художественная литература.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий меется музыкально – спортивный
зал, кабинет учителя-логопеда,
оборудованный всем необходимым для проведения коррекционной работы (наличие
коррекционно-развивающих игр и пособий для речевого развития детей), групповые помещения, спортивные и
прогулочные площадки, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН, Федеральный
Закон Об образовании в Российской
Федерации и ФГОС ДО. Образовательные услуги при необходимости предоставляются в
дистанционном режиме.
Технические
средства обучения коллективного, совместного и индивидуального пользования:
интерактивная доска, магнитофоны, музыкальный центр, телевизор, компьютеры,
фотоаппарат, мультимедиа проектор. Интернет, WI-FI.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или)
электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия),
методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые
основные образовательные, парциальные программы по выбору субъектов
образовательного процесса (педагогов и родителей), регулярно пополняется новыми
учебными и научно-педагогическими изданиями.
- библиотека
художественной литературы для дошкольников и педагогов ДОУ содержит полный
комплект по перечням рекомендуемых изданий, регулярно пополняется новинками
художественной литературы;
- в каждой возрастной группе для ежедневной помощи
педагогу в осуществлении образовательного процесса содержится отобранная в
соответствии с рабочей программой учебно-методическая литература для педагогов,
художественная литература для чтения детям.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Игровые прогулочные площадки, спортивная площадка,
используемые в образовательном процессе, оснащены необходимым оборудованием,
средствами обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной
программой - образовательной программой дошкольного образования .
Объекты спорта, приспособленыдля использования инвалидам и лицами с ОВЗ частично.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая
предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных
областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации
других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех
видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
ДОУ
укомплектован коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и
воспитания для детей с ФФНР и ТНР, что позволяет осуществлять образовательный
процесс для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Территория прилегающая к зданию детского сада доступна
для всех категорий инвалидов, имеет широкие тротуары для передвижения инвалидов-колясочников,
есть место для парковки автотранспортных средств инвалидов.
На входных дверях установлена кнопка вызова
персонала, с контрастной табличкой рельефно-точечным шрифтом Брайля, находящаяся в зоне доступа, для инвалидов, в
том числе колясочников, с целью оказания им помощи при въезде в здание.
На калитках и входной двери в детский сад
расположены таблички с информацией на контрастном фоне о дошкольном
образовательном учреждений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для ориентирования
слабовидящих людей.
Входная дверь в ДОУ имеет широкие дверные
проемы, лестница оборудована пандусом, в наличии имеется сменное
кресло-коляска.
Лестницы ДОУ имеют закругленные ступени, на
каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину
выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета.
Наличие телефонной точки в доступном месте на
первом этаже, все входные двери оборудованы домофонами.
В групповых помещениях ДОУ есть одноместные
столы, которые используются, при необходимости, для детей инвалидов.
Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих
людей.
Образовательные услуги про необходимости предоставляются в дистанционном
режиме.
Есть возможность допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, для
предоставления образовательных услуг.
100% педагогических работников ДОУ прошли обучение или инструктирование
для работы с инвалидами по вопросам связанным с обеспечением доступности для
инвалидов объектов и услуг в сфере образования, в соответствии с
законодательством РФ.
Специальные условия питания
В
детском саду имеется возможность для организации специальных условий питания
детей.
Для
организации питания имеется пищеблок, оснащенный необходимым технологическим
оборудованием для приготовления пищи. Пищеблок имеет полный набор цехов и
помещений. Все технологическое оборудование находится в рабочем состоянии.
Пищеблок укомплектован кухонным и столовым инвентарём полностью. Требования к
устройству, оборудованию, содержанию пищеблока соответствуют санитарным
правилам и нормам.
Питание воспитанников 3-х разовое, с
дополнительной витаминизацией (сок, фрукты, витаминизированные напитки). ДОУ
работает по десятидневному меню, согласованному с органами Санэпиднадзора.
Поставка продуктов питания осуществляется
согласно муниципальным контрактам. В групповых помещениях выделены обеденные
зоны для питания детей.
Контроль над качеством питания осуществляет
бракеражная комиссия и заведующий образовательным учреждением.
Одним из важных факторов здоровья ребенка
является организация рационального питания и отражение ее в
воспитательно-образовательном процессе.
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной
жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов.
Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно
из важнейших мест.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ охрана здоровья обучающихся включает в
себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в
порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной нагрузки, режима
учебных занятий;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа
жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики
заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и
спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с
законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе
профилактических медицинских осмотров;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время
пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во
время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и
профилактических мероприятий;
10) обучение педагогических работников навыкам
оказания первой помощи.
Разработан и утвержден Паспорт безопасности,
инструкции по обеспечению безопасности. В ДОУ проводятся регулярные инструктажи
в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется
медицинской сестрой и врачом-педиатром по договору с МУ «Детская городская
больница № 13».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для
использования инвалидами и лицами с ОВЗ. В МБДОУ детский сад № 423 есть доступ
в интернет сети и к Wi-Fi.
Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих
людей.
Образовательные услуги про необходимости
предоставляются в дистанционном режиме.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья нет самостоятельного доступа к электронным образовательным
ресурсам.
Для повышения качества педагогического процесса используются электронные
образовательные ресурсы: как презентационные материалы, обучающие программы,
медиатека детского сада.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Одним из наиболее актуальных и востребованных являются
мультимедийные средства. Как показывает практика они оказывают наиболее
эффективное воздействие на воспитанников.
Технические средства обучения коллективного,
совместного и индивидуального пользования: интерактивная доска, магнитофоны,
музыкальный центр, телевизор, компьютеры, фотоаппарат, мультимедиа проектор.
Интернет, WI-FI.