Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная
среда МБДОУ детский сад № 423 (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО
и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
РППС построена в соответствии с возрастом
обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ), обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства
организации, предоставляет возможности для общения и целенаправленной,
разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует
возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство
оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том
числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Оснащение образовательного пространства обеспечивает:
- игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
- двигательную активность, в том числе
развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Полифункциональность материалов:
- возможность разнообразного использования
различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в организации или группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей
в детской игре).
Вариативность среды:
- наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового
материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды:
- доступность для
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ
детей, в том числеинвалидов и лицс ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и
сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды
предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования. В здании функционируют:
6 групповых помещений, в каждом помещении
имеются игровое, спальное, туалетное помещение, помещение для приема детей и
буфетная; групповые помещения оборудованы необходимым количеством мебели,
которая промаркирована и соответствует возрастным особенностям детей.
Музыкально-спортивный зал
Кабинет заведующего
Кабинет зам. зав.по ВМР
Кабинет учителя-логопеда
Кабинет завхоза
Медицинский блок: медкабинет, процедурный
кабинет.
Пищеблок
Прачечная
В каждой группе созданы условия для
реализации всех направлений развития детей в соответствии с возрастными
особенностями детей и требованием реализуемой основной общеобразовательной
программы.
Для осуществления образовательного
процесса в достаточном количестве имеется программно-методический комплект:
программы, методические пособия, справочная и энциклопедическая литература,
наглядные пособия; технические средства обучения: интерактивная доска,
магнитофоны, музыкальный центр, телевизор, компьютеры, фотоаппарат, мультимедиа
проектор, ламинатор, брошюровочная машина. Интернет,WI-FI.
Территория детского сада оборудована в
соответствии с СанПин: групповые площадки (индивидуальные для каждой возрастной
группы), спортивная площадка, площадка для обучения правилам дорожного
движения.
Зимой, весной, летом и осенью педагоги
создают для ребят разную среду, добавляя или убирая новые объекты (малые
архитектурные формы), конструируя и изменяя ландшафты. Такой подход помогает
воспитателям предоставлять детям возможность заниматься различными видами
деятельности: игрой, исследовательской (песочницы), трудом (уход за клумбами,
огородом).
Детский сад оборудовано специальными системами безопасности: тревожной
кнопкой, автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой
оповещения при пожаре (звуковая, голосовая). В ДОУ имеются первичные средства
пожаротушения, планы эвакуации.
Медицинское обслуживание воспитанников
осуществляется фельшером по договору с МУ «Детская городская больница № 13».
Для организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
имеется пищеблок, оснащенный необходимым технологическим оборудованием для
приготовления пищи. Пищеблок имеет полный набор цехов и помещений. Все
технологическое оборудование находится в рабочем состоянии. Пищеблок
укомплектован кухонным и столовым инвентарём полностью. Требования к
устройству, оборудованию, содержанию пищеблока соответствуют санитарным
правилам и нормам.
Питание воспитанников 3-х разовое, с дополнительной витаминизацией (сок,
фрукты, витаминизированные напитки). ДОУ работает по десятидневному меню,
согласованному с органами Санэпиднадзора.
Поставка продуктов питания осуществляется
согласно муниципальным контрактам. В групповых помещениях выделены обеденные
зоны для питания детей.
Контроль над качеством питания
осуществляет бракеражная комиссия и заведующий образовательным учреждением.
Медицинский блок состоит из медицинского и
процедурного кабинетов, которые оснащены в соответствии с современными
требованиями СанПиН необходимым оборудованием и инструментарием в достаточном
количестве.
В медицинском кабинете, групповых
помещениях имеются аптечки для оказания неотложной и первой немедицинской
помощи воспитанникам и работникам.
Территория прилегающая к зданию
детского сада доступна для всех категорий инвалидов, имеет широкие тротуары для
передвижения инвалидов-колясочников, есть место для парковки автотранспортных
средств инвалидов.
На входных дверях установлена
кнопка вызова персонала, с контрастной табличкой рельефно-точечным шрифтом
Брайля,находящаяся в зоне доступа, для инвалидов, в том числе
колясочников, с целью оказания им помощи при въезде в здание.
На калитках и входной двери в
детский сад расположены таблички с информацией на контрастном фоне о дошкольном
образовательном учреждений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для
ориентирования слабовидящих людей.
Входная дверь в ДОУ имеет
широкие дверные проемы, лестница оборудована пандусом, в наличии имеется
сменное кресло-коляска.
Лестницы ДОУ имеют
закругленные ступени, на каждом лестничном марше по краю первой и последней
ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета.
Наличие телефонной точки
в доступном месте на первом этаже, все входные двери оборудованы домофонами.
В групповых помещениях
ДОУ есть одноместные столы, которые используются, при необходимости, для детей
инвалидов.
Официальный сайт https://423.tvoysadik.ru/
имеет версию для слабовидящих людей.
Образовательные услуги при необходимости предоставляются в дистанционном режиме.
Есть возможность
допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, для предоставления
образовательных услуг.
100%
педагогических работников ДОУ прошли обучение или инструктирование для работы с
инвалидами по вопросам связанным с обеспечением доступности для инвалидов
объектов и услуг в сфере образования, в соответствии с законодательством РФ.
Оборудованные учебные кабинеты
Образовательная деятельность воспитанников, в том
числе инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в групповых помещениях,
оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН, Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации и ФГОС
ДО.
Образовательные услуги при необходимости предоставляются в дистанционном
режиме.
В ДОУ
имеются 6 групповых помещений, которые включают в себя: игровую, раздевальную,
спальную, буфетную и туалетную комнаты. Групповые помещения оснащены
современной, безопасной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным
требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием,
учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом детей.В
групповых помещениях ДОУ есть одноместные столы, которые используются, при
необходимости, для детей инвалидов.
Музыкально-спортивный
зал, в котором имеется различное спортивное оборудование, отвечающее
современным требованиям, а также разнообразные атрибуты, пособия и
нестандартное физкультурное оборудование для занятий физкультурой. Наличие
музыкальных инструментов, музыкально – дидактических игр, костюмов для
проведения праздников, развлечений и театрализованных представлений помогают
развитию музыкальных и творческих способностей детей, творческой активности
детей, а также делает жизнь детей в детском саду более яркой, интересной и
запоминающейся. Обеспеченность спортивным инвентарем – 100%.
Кабинет
учителя-логопеда, оборудованный всем необходимым для проведения коррекционной
работы (наличие коррекционно-развивающих игр и пособий для речевого развития
детей.
Объекты для проведения практических занятий
Для проведения практических занятий с
воспитанниками, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся в групповых
помещениях, музыкально-спортивном зале, на спортивных и прогулочных площадках,
оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН, Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации и ФГОС
ДО.
В
ДОУ имеются технические средства обучения коллективного, совместного и
индивидуального пользования: интерактивная доска, магнитофоны, музыкальный
центр, телевизор, компьютеры, фотоаппарат, мультимедиа проектор. Интернет, WI-FI.
В групповых помещениях достаточно мебели для игр, учения; различные центры по интересам, которые дают возможность воспитанникам приобрести разнообразный учебный опыт; предусмотрено место для уединения.
Объекты для проведения практических занятий
Развивающая предметно-пространственная среда на свежем воздухе
Библиотека
В детском саду, для осуществления образовательной деятельности
педагогам, воспитанникам, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ в целях обеспечения
реализации образовательных программ сформирована библиотека в том числе
цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным
базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным
информационным ресурсам. Библиотечный фонд укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в
реализуемые основные образовательные программы.
Объекты спорта
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.
Спортивный
зал - 1
Спортивная
площадка - 1
Групповые площадки - 6
Спортивный
зал используется для проведения учебных занятий по физической культуре,
утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех
возрастных групп.
Спортивная
площадка используется для занятий физической культурой, проведения
гимнастики в теплое время года, спортивных праздников, досугов и
развлечений на улице, спортивных и подвижных игр.
Средства обучения и воспитания
Средства
обучения и воспитания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья — это специально созданные человеком объекты и естественные
природные предметы, которые используются педагогом в образовательном процессе в
качестве инструментов его деятельности, а также в качестве носителей
определенной учебной информации с целью достижения поставленных целей
воспитания, обучения и развития детей.
Средства
обучения и воспитания являются одним из важнейших элементов и компонентов
воспитательно-образовательного процесса и учебно-материальной базы ДОУ.
Использование средств обучения предполагает наличие одновременно и живого слова
педагога, только в таком комплексе будет достигнут результат организуемого
учебного процесса.
Печатные средства – представляют собой
разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный
материал, атласы и т.д.
Электронные образовательные ресурсы –
представлены образовательными мультимедийными учебниками, энциклопедиями,
презентациями и т.п.
Аудиовизуальные обучающие средства – включают в
себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.
Наглядные плоскостные средства обучения – это
различные обучающие карты, плакаты, иллюстрации и т.п.
Демонстрационные обучающие средства –
представляют собой муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды и
т.п.
Разнообразные учебные приборы, такие как
барометр, компас, пробирки, термометр, колбы и т.д.
Средства обучения, представленные спортивным
инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование,
спортивные мячи и снаряды, и т.п.).
Материальные средства обучения в основном представлены
разнообразными наглядными пособиями:
Объемные наглядные пособия – это разнообразные
приборы, коллекции, аппараты, модели и т.п.
Печатные наглядные пособия – представлены
плакатами, картинами, таблицами, учебниками, графиками, иллюстрациями и т.п.
Разнообразный проекционный наглядный материал –
представляет собой слайды, видеофильмы, кинофильмы и т.п.
Одним из наиболее актуальных и востребованных
являются мультимедийные средства. Как показывает практика они оказывают
наиболее эффективное воздействие на воспитанников.
Технические средства обучения
коллективного, совместного и индивидуального пользования: интерактивная доска,
магнитофоны, музыкальный центр, телевизор, компьютеры, фотоаппарат, мультимедиа
проектор. Интернет, WI-FI.
Принципы использования средств обучения:
Принцип учета психологических и возрастных
особенностей детей дошкольного возраста.
Принцип гармоничного сочетания разнообразных
средств обучения – предполагает использование совокупности современных и
традиционных средств обучения, с целью комплексного воздействия на
эмоциональное состояние детей, их сознание и поведение.
Принцип опоры на традиционные дидактические
принципы обучения.
Принцип сотворчества ребенка дошкольника и
воспитателя.
Принцип приоритета правил безопасности при
применении различных средств обучения.
Развивающая предметно-пространственная среда
создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование
могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств
обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности
(игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,
трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих
задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Имеется доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе
приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. В МБДОУ детский
сад № 423 есть доступ в интернет сети и к Wi-Fi.
Использования ИКТ:
- ведение
сайта;
- проведение
методических мероприятий с использованием ИКТ;
-
организация конкурса методических разработок с использованием ИКТ;
- включение
ИКТ в образовательный процесс;
-
использование новых форм работы с детьми с применением ИКТ (участие в сетевых
конкурсах, проектах, мероприятиях, публикации в сети Интернет);
- создание
электронных баз данных;
- повышение
квалификации педагогов МБДОУ;
- развитие
материально-технической базы МБДОУ;
-
использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
У обучающихся нет самостоятельного доступа к электронным образовательным ресурсам.
Электронные образовательные ресурсы- учебные
видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно музыкального
центра, портативной колонки.
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
- для повышения качества педагогического процесса используются электронные
образовательные ресурсы: как презентационные материалы, обучающие программы,
медиатека детского сада.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Территория прилегающая к зданию детского сада доступна
для всех категорий инвалидов, имеет широкие тротуары для передвижения инвалидов-колясочников,
есть место для парковки автотранспортных средств инвалидов.
На входных дверях установлена кнопка вызова
персонала, с контрастной табличкой рельефно-точечным шрифтом Брайля, находящаяся в зоне доступа, для инвалидов, в
том числе колясочников, с целью оказания им помощи при въезде в здание.
На калитках и входной двери в детский сад
расположены таблички с информацией на контрастном фоне о дошкольном
образовательном учреждений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для ориентирования
слабовидящих людей.
Входная дверь в ДОУ имеет широкие дверные
проемы, лестница оборудована пандусом, в наличии имеется сменное
кресло-коляска.
Лестницы ДОУ имеют закругленные ступени, на
каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину
выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета.
Наличие телефонной точки в доступном месте на
первом этаже, все входные двери оборудованы домофонами.
В групповых помещениях ДОУ есть одноместные
столы, которые используются, при необходимости, для детей инвалидов.
Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих
людей.
Образовательные услуги про необходимости предоставляются в дистанционном
режиме.
Есть возможность допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, для
предоставления образовательных услуг.
100% педагогических работников ДОУ прошли обучение или инструктирование
для работы с инвалидами по вопросам связанным с обеспечением доступности для
инвалидов объектов и услуг в сфере образования, в соответствии с
законодательством РФ.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одним из наиболее актуальных и востребованных являются
мультимедийные средства. Как показывает практика они оказывают наиболее
эффективное воздействие на воспитанников.
Технические средства обучения коллективного,
совместного и индивидуального пользования: интерактивная доска, магнитофоны,
музыкальный центр, телевизор, компьютеры, фотоаппарат, мультимедиа проектор.
Интернет, WI-FI.